Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности
Перманентные попытки Белого дома убедить власти Саудовской Аравии поднять планку добычи нефти остаются безуспешными. И теперь, когда цена барреля Brent уже сильно отдалилась от психологического и комфортного для экспортеров ОПЕК+ рубежа в $100 (23 сентября «бочка» Brent в ходе биржевой сессии дешевела до $86), саудитам резон только снижать добычу, чтобы поддержать мировые котировки черного золота. И игнорировать сигналы из Вашингтона.
Причем солидную лепту в расшатывание торговых площадок вносят как раз действия властей США.
Во-первых, вливанием в рынок стратегических запасов нефти, начавшихся весной. Увлеченность Вашингтона этими «интервенциями» уже привела к тому, что национальные резервы нефти подошли к минимумам, которые фиксировались десятилетия назад. По данным издания The Wall Street Journal (WSJ), объем стратегического резерва нефти США составляет 427 млн баррелей на 16 сентября. Это самый низкий уровень с 1984 года, и впервые с 1983 года объем резерва меньше, чем коммерческие запасы.
Во-вторых, в пылу борьбы с инфляцией Федеральная резервная система (ФРС США) продолжает агрессивно поднимать целевую процентную ставку — 21 сентября утвержден прогресс на 75 базисных пунктов, новый коридор теперь — 3,00 – 3,25%. Такие шаги отвлекают инвестиции из сырьевых активов (прежде всего из нефти) в доллар. К примеру, на рынке казначейских облигаций США, который играет ключевую роль в «трансляции» решений ФРС в реальную экономику, доходность бумаг (с двухлетним горизонтом погашения) достигла самого высокого уровня с 2007 года.
И такие ходы американцев не могут не волновать и не расстраивать Эр-Рияд. Ведь сильное удешевление нефти на глобальном рынке — это сигнал к корректировке прежних финансовых ожиданий монархии, которая предпочитает стабильность бюджетных доходов, а чрезмерная волатильность «бочки» доставляет дискомфорт. Ведь именно избыточной волатильностью мировых цен на нефть объяснялось представителями Саудовской Аравии повышение квоты ОПЕК+ на октябрь. Плановая встреча ОПЕК+ состоялась 5 сентября, по ее итогам было принято решение о снижении планки картельной добычи в октябре на 100 000 баррелей в сутки по сравнению с сентябрьской квотой.
Впереди, уже 5 октября — дата очередной сессии ОПЕК+. То есть до министерского заседания примерно две недели. Но уже можно предвидеть его главный итог. Пока скорей уместно ожидать резолюции о снижении картелем лимита на добычу с целью «балансировки» рынка. Хотя вполне возможен и консервативный ход — с фиксацией нынешней допустимой планки добычи. И третий вариант — больше к почитателям американской фантасмагории, которые не исключают расширение квоты ОПЕК+ на падающем рынке.
В рамках альянса у Эр-Рияда и Москвы — единый взгляд на рынок нефти. 22 сентября по инициативе саудовской стороны состоялся телефонный разговор Владимира Путина с Наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом Бен Сальманом Аль Саудом. «Рассмотрены вопросы российско-саудовской координации в целях обеспечения стабильности на мировом нефтяном рынке, с обеих сторон дана высокая оценка усилиям в рамках ОПЕК+, подтверждено намерение и впредь придерживаться достигнутых договоренностей», – сообщается на официальном сайте Кремля.
Тем временем в США прервался чуть ли не стодневный «марафон» с удешевлением бензина — галлон на заправках снова начал дорожать: согласно обнародованным статданным Американской автомобильной ассоциации, средняя цена топлива на заправках страны достигла $3,68 за галлон по состоянию на 21 сентября по сравнению с уровнем 20 сентября в $3,67 за галлон. Как отмечает WSJ, цена на автотопливо в США снизилась с $5,03 за галлон до $3,66 за три месяца.
Американский лидер Джозеф Байден уже прореагировал на происходящее. 24 сентября он поручил своим подчиненным «оказать давление на энергетическую отрасль», указав, что падение мировых цен на нефть должно «проецироваться» на стоимость нефтепродуктов в стране.
То обстоятельство, что бензин в США переходит в фазу подорожания — в том числе и результат недавних решений Saudi Aramco — госконцерн в августе повысил цены на нефть для США на сентябрь (при этом для Северо-Западной Европы стоимость саудовской нефти, наоборот, была понижена). Что начинает отражаться на американской нефтепродуктовой рознице.
Логичен вывод, что политическое партнерство Вашингтона и Эр-Рияда можно характеризовать как «весьма посредственное» — монархия своими действиями намекает Белому дому, что автономна в выборе энергетической стратегии, и вовсе не стремится в угоду американцам «страховать» возможное выбывание определенных объемов российских углеводородов, которым Запад объявил санкционную войну. Напротив, Саудовская Аравия четко обозначает, что ее спектр интересов — прежде всего в сохранении альянса ОПЕК+ и продолжении стратегического диалога с Россией.