Марина Харькова, журналист, Донецк
Итоги референдумов, прошедших в ДНР, ЛНР, в Херсонской и на части Запорожской области (семьдесят процентов которой подконтрольно российским освободительным силам) выглядят так:
Донецкая Народная Республика - 99,23%
Луганская Народная Республика - 98,42%
Запорожская область - 93,11%
Херсонская область - 87,05%
Люди сделали свой выбор, и с этим их уже поздравил заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев поздно вечером 27 сентября: «Референдумы завершились. Итоги очевидны. Добро пожаловать домой, в Россию».
Это историческое событие, которое проходило в крайне тяжелых обстоятельствах, при непрекращающихся обстрелах, новых случаях дистанционного минирования Донецка с помощью снарядов, начиненных противопехотными минами ПФМ («Лепесток»), попытках проведения терактов со стороны ВСУ, терроре и запугивании пророссийского актива на освобожденных территориях. В Запорожской области были задержаны несколько человек, призывавших к экстремизму. Также был зафиксирован прорыв диверсантов в форме сотрудников Росгвардии. Все диверсионные группы были обезврежены. Вечером в заключительный день референдума ВСУ дважды обстреляли Токмак в Запорожской области. Пострадавшая при обстреле женщина была госпитализирована. В Херсоне с помощью ПВО пресечен обстрел со стороны ВСУ.
В самых жестких условиях голосование происходило в Луганской народной республике, где по всей линии фронта произошла серьезная активизация украинских вояк. Об этом рассказал официальный представитель Народной милиции ЛНР Иван Филипоненко: «Народная милиция ЛНР фиксирует возросшее количество обстрелов республики со стороны киевских боевиков. Только за прошедшие сутки, в последний день голосования, они несколько раз обстреляли территорию ЛНР из РСЗО HIMARS, выпустив 14 ракет». Всего за время проведения референдума по вопросу воссоединения с Россией вооруженные формирования киевского режима 17 раз обстреляли 11 населённых пунктов ЛНР. В ходе обстрелов постоянно применялось тяжёлое вооружение, поставленное Киеву из стран НАТО, в том числе американские РСЗО HIMARS (82 ракеты) и артиллерийские орудия калибра 155 мм. Погибли четверо жителей республики, более десяти получили ранения. Огонь велся по гражданской инфраструктуре - школам, роддомам, больницам, дворцам культуры, агропредприятиям, складам сельскохозяйственной продукции и сельхозтехники. В последний день голосования украинские формирования с применением РСЗО HIMARS массово обстреляли жилые и административные здания в Алчевске и Брянке. Несмотря на смертельную опасность, люди все равно шли голосовать, отрезая все связи с террористическим украинским государством.
Активизацию противника можно связать с проведением референдума. Продолжаются атаки противника на город Красный Лиман, подконтрольный ДНР, где сейчас идут тяжелейшие бои. Город удерживается, в том числе, и силами Народной милиции ЛНР. Сейчас туда киевский режим стянул почти все силы, которые ранее до этого работали на харьковском направлении. Бои за Красный Лиман длятся уже третью неделю, противнику не удается сломать оборону в этом районе. По-прежнему напряженно возле городов Артемовск и Соледар, в направлении которых ведут наступление союзные войска.
В ДНР в дни проведения референдума боевая обстановка также оставалась тревожной, хотя обстрелы были не такими интенсивными, как на прошлой неделе. В ходе обстрела ВСУ по Горловке была ранена женщина, член выездной избирательной комиссии. Еще одна женщина подорвалась в Донецке на противопехотной мине в день голосования. Обстрелами накрыло несколько районов города – Куйбышевский, Кировский, Петровский, Ленинский, из-за попадания украинского снаряда в электроподстанцию люди остались без света. Прямые попадания разрушили дома в Калининском районе Донецка. Жертв и разрушений могло быть еще больше, так как украинские диверсанты планировали провести ряд терактов в городе. Сотрудники министерства государственной безопасности раскрыли агентурную сеть Украины, которая готовила взрывы в период проведения референдума о воссоединении с Российской Федерацией. Контрразведчики задержали жителя Володарского района, который оказался экс-сотрудником СБУ и внештатным агентом службы внешней разведки Украины. Он дал признательные показания. В ходе обыска были обнаружены секретные документы. Анализ документов и показаний агента позволил вскрыть и сорвать преступные планы террористов, а также выявить разветвленную сеть провокаторов и шпионов на территории Донецкой Народной Республики.
Кроме этого случая, в Мариуполе была попытка устроить диверсию возле избирательного участка. Сотрудниками СБУ была завербована 24-летняя Ирина Навальная. За взрыв в людном месте сотрудники украинских спецслужб пообещали ей щедрое вознаграждение. Она должна была заложить взрывное устройство, а потом дистанционно активировать его. Сапёры разминировали СВУ, которое в тротиловом эквиваленте составляло один килограмм.
Из-за общей ситуации первые четыре дня люди голосовали благодаря выездным комиссиям, дома, на месте работы, в мобильных точках, оборудованных в микроавтобусах. Последний день голосования проходил на стационарных участках, как правило, в школах. Там на входе стояла вооруженная охрана, которая вежливо и корректно досматривала сумки и с помощью металлодетектора – одежду. После фиксации данных паспорта членами избиркома люди проходили в кабинки и ставили отметку в бюллетене. На участках царило приподнятое настроение, все поздравляли друг друга с долгожданным радостным событием. За вхождение Донецкой Народной Республики в Российскую Федерацию по результатам обработки 100% протоколов проголосовали 99,23% избирателей. Это 2 116 800 жителей республики. Ничто не сломило волю и решимость людей, сделавших главный выбор в своей жизни – стать полноценной частью России. За ходом референдума следили наблюдатели из разных стран, в том числе иностранные.
Делегация международных наблюдателей из Италии была наиболее многочисленной на референдумах в республиках Донбасса, в Херсонской и Запорожской областях. Из Италии приехали 16 человек. На втором месте оказалась Франция — 13 человек. Третье место у делегации из Сербии — девять наблюдателей. Все они рисковали и жизнью, и своим положением. Например, бразильское издание Operamundi рассказало о преследовании международных наблюдателей, которые следят за референдумами в Донбассе. Автор материала, журналист Ванесса Мартина Сильва привела факты давления и преследования иностранцев, прибывших для наблюдения за ходом голосований. «Голоса против бомб» - так бы я охарактеризовал увиденное», - прокомментировал референдум наблюдатель из Колумбии Уильям Парра. По его словам, это истинное народное голосование, за которым очень интересно наблюдать. Француз Моро Ксавье Бернард отметил, что вместе с референдумом у людей появилась надежда на стабильное будущее: «Люди реально счастливы. Последние семь лет, приезжая, я видел, что дончане безрадостны и подавлены, потому что они не знали, чего ждать в будущем». Наблюдатель подчеркнул, что организаторы сделали все, чтобы избиратели могли безопасно проголосовать.
По словам немца Артура Лейера, явка оказалась значительной: «По формальным критериям я лично нарушений не наблюдал, у людей проверяли документы, голосование было анонимным, урны - прозрачные и опломбированные». Голосование на дому, как отметил Лейер, было оправданным из-за опасности обстрелов. «Люди должны сами решить, с кем и как они хотят жить. И я рад, что им предоставлена такая возможность», - считает наблюдатель.
Фернандо Морагон заявил, что в Европе нет демократии и СМИ, честно рассказывающих о происходящем. Тогда как на Донбассе Морагон увидел реальный пример всенародного волеизъявления и независимой политики. По словам бразильца Энрике Домингеса и немца Патрика Вааба, работавших наблюдателями на референдуме в Запорожской области, организация голосования была выполнена на высоком уровне. О легитимности референдумов также заявлял журналистам наблюдатель из Франции Эмманюэль Марк Андре Леруа. Все наблюдатели сошлись во мнении, что голосование на референдумах проходило в полной прозрачности и с соблюдением всех международных правил.
Участие иностранцев в качестве наблюдателей в Донбассе и на освобожденных территориях гневно осудили представители Европейского союза. В Брюсселе заявили, что в отношении приехавших наблюдателей могут ввести санкции. Известно, что наблюдателя из Германии, директора одной из местных компаний, уже уволили с работы за участие в референдуме в Донбассе. Европа и США отказались признать очевидное, делая ставку на конфронтацию и затяжной конфликт. Отсюда и травля несогласных, и двойные стандарты, и отсутствие компромиссов. Заявления европейских, американских и турецких политиков сделаны, как под копирку: они отказываются когда-либо признавать вхождение в состав России территорий Украины по итогам проводимых референдумов и их легитимность. Эта позиция не менялась с 2014 года. Однако, когда лживым западным демократам было выгодно, они с легкостью отсекали или перекраивали чужие территории и признавали куда более сомнительные с точки зрения референтности и публичности территориальные демарши. Например, так случилось с Сербией и ее территорией - Косово. Теперь сербские власти поют в унисон с теми, кто разваливал и уничтожал их страну. Итоги проведенных на освобожденных территориях референдумов уже отказались признавать власти Канады, Швейцарии, Польши, Сербии, Германии, Франции, других стран. Все они пригрозили России новыми санкциями.
В поддержку референдумов уже высказались в Южной Осетии, а в Сирии заявили, что уже готовы признать результаты. Также поддержку могут высказать ряд стран Южной Америки, например Никарагуа.
А часть Донбасса, Запорожской и Херсонской областей возвращаются в Россию. Свое право на это дончане и луганчане отстаивали в боях восемь лет.
Долгая дорога от «Русской весны» к победной «Русской осени».