Владимир Блинков, Центр специальных медиаметрических исследований
В ночь на 26 сентября оператор газопровода «Северный поток-2» Nord Stream 2 AG сообщил о резком падении давления на одной из ниток. А на следующий день было зафиксировано падение давления и утечки газа на обеих нитках «Северного потока» (СП). На сегодня основная версия произошедшего - спланированная диверсия. 30 сентября датские чиновники на встрече НАТО заявили, что трубы газопроводов были повреждены в результате двух взрывов, мощность каждого из которых составляла около 500 кг тротила. Президент России Владимир Путин в четверг в разговоре с президентом Турции Тайипом Эрдоганом дал принципиальную оценку «беспрецедентной диверсии, назвав ее актом международного терроризма» против газопроводов.
По мнению бывшего старшего советника министра обороны США Дугласа Макгрегора, возможность серьезно повредить трубы газопроводов была лишь у Великобритании и США. Схожего мнения придерживается и известный американский экономист Джеффри Сакс, который в интервью Fox News заявил, «чтобы окончательно добить европейскую экономику произошло разрушение газопровода «Северный поток», которое, я готов поспорить, дело рук США - возможно, США вместе с Польшей».
Диверсии на «Северных потоках» представляют серьезные стратегические риски для энергобезопасности Европы. Из-за антироссийских санкций в ЕС углубляется энергетический кризис. Для его преодоления министры энергетики Евросоюза достигли политического соглашения по сдерживанию цен на электроэнергию. В частности, предлагается установить потолок цен для зеленой, атомной и лигнитовой генерации, а также ввести обязательную экономию во время пиковых часов потребления. Кроме того, Европейские страны подразумевали, что, если в зимний период не будет хватать газа либо кто-то из поставщиков прекратит поставки, то можно будет в крайнем случае вернуться к закупкам российского газа, договориться о работе СП, СП-2. Однако теперь этой возможности не будет даже технически.
Пока Россия сохраняет поставки в Европу через украинскую газотранспортную систему (работает в усеченном режиме, примерно по 40 млн куб. м в сутки, но существуют опасения по поводу стабильности поставок), а также по «Турецкому потоку» (примерно 60 млн куб. м ежедневно). Всего около 100 млн куб м в сутки. Для сравнения - в декабре 2021 г. суточные поставки из России в Европу составляли 460 млн куб. м т.е в 4,6 раза больше. Сохраняющиеся поставки для Европы важны, но недостаточны.
Альтернативные поставщики (Алжир, ОАЭ, Норвегия, Катар, США) не помогут, они уже нарастили поставки в Европу и приблизились к производственному и логистическому пределу.
Так что прекращение поставок по СП-1 приведет к тяжелым последствиям. Вопрос даже не в высокой стоимости энергоносителей на европейском рынке, изменения будут глубже.
Европейцы запасли приличные объемы газа. Но впереди зима, а в зимние месяцы расход голубого топлива возрастает в 2,5 раза по сравнению с летом до 50 млрд куб. м. В итоге, по мнению экспертов МЭА подземные хранилища в Европе рискуют потерять почти все запасы и опустеть до 5-20% в феврале, если поставки российского трубопроводного газа в регион полностью прекратятся с 1 ноября, а предложение СПГ будет ограниченным. Кроме того, риск потери российских поставок представляет собой большую сложность для заполнения ПХГ следующей зимой. Падение запасов до этих уровней повысит риск перебоев газоснабжения в случае поздних холодов. Поэтому важнейшее значение для минимизации отбора из ПХГ и поддержания запасов на адекватном уровне до конца отопительного сезона приобретают меры по экономии газа. Странам ЕС придется осуществить частичный переход с газовой на угольную генерацию. Кроме того, им придется вводить жесткий режим экономии и закрывать «газоемкие» предприятия.
ЕC прилагал огромные усилия по стабилизации цен на энергоресурсы, однако диверсия на «Северных потоках» значительно снизит их эффективность. И вслед за «летом недовольства» может наступить «холодная зима», и на порог Европы хлынет волна банкротств корпораций и экономическая рецессия», - так описывает перспективы издание Global Times.
Еще одним следствием терактов станет возникновение на едином рынке ЕС неравных условий игры. Выиграют те экономики, у которых зависимость по энергоресурсам от России традиционно меньше – это Польша, Испания, Португалия, Швеция и Дания.
Франция, Нидерланды и Бельгия в большей степени зависят от импорта из Москвы, но у них есть доступ к мощностям СПГ и альтернативным трубопроводным маршрутам.
Германия и Италия столкнутся с 15% дефицитом газа. В частности, Германия станет одной из главных жертв развязанной Вашингтоном войны. Заводы и фабрики страны уже вынуждены использовать газа примерно на 20% меньше, чем годом ранее и будут тратить больше средств на каждую единицу продукции и проигрывать в конкурентной борьбе с фирмами из стран, где стоимость энергии ниже.
Наиболее трудно будет свести энергобаланс странам Центральной и Восточной Европы, которые критически зависят от поставок газа из России. В случае ухудшения экономической, а с ней и социальной обстановки, они вместе с Германией могли бы добиться начала поставок по «Северному потоку – 2» и возобновлению прокачки по первому потоку. Но, после терактов такая возможность исключена. Теперь они могут полагаться только на помощь Брюсселя или соседей, ряд из которых уже заявил, что делиться не намерен, например, Польша.
В итоге, как предупредила Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в своем недавнем промежуточном экономическом прогнозе, этой зимой во многих экономиках ЕС может начаться сильная рецессия.
По мнению ряда западных специалистов, в том числе и американских, тот факт, что правительство США, после многолетних хитрых попыток саботировать «Северные потоки» дипломатическими“ путями, взорвало их, заставит Европу постоянно и значительно переплачивать. Разрушая связку ЕС – Россия, США стремятся сделать Евросоюз «беднеющим энергодефицитным регионом». В итоге, как считает заместитель главного редактора издания iL Giornale Никола Порро «для Евросоюза настал час расплаты из-за непродуманной политики в сфере энергетики».