Марина Харькова, журналист, Донецк
Падающие с неба на украинские военные объекты и цели, беспощадные и точные беспилотники Герань-2 стали большой проблемой для украинских боевиков. Массовое применение этих БПЛА, их высочайшая эффективность вызывает у командования ВСУ истерику, близкую к панике.
ВСУ были вынуждены официально подтвердить применение по своим позициям этого ударного дрона в сентябре, когда всплыли фотографии украинской САУ «Акация», которая оказалась разорвана пополам точным попаданием. Затем стало известно, как на харьковском направлении эти беспилотники вели охоту за артиллерийскими командирами ВСУ: за 10 дней было уничтожено пять офицеров среднего и высшего звена. 22 сентября этот беспилотник уничтожил буксир в порту Очакова, также рой дронов нанес серию ударов по порту Одессы в момент разгрузки западной военной помощи и по зданию штаба оперативного командования ВСУ. В последние дни «Герани», успешно поражают цели в глубоком тылу украинской армии и точечно уничтожают военную инфраструктуру. По этому поводу яростно высказался полковник ВСУ Родион Кулагин, командир артиллерии 92-й мехбригады. По его словам, эти БПЛА, действуя в паре, уже нанесли серьёзный ущерб Украине, а первой успешно уничтоженной целью дрона стала американская гаубица М777. Только по позициям 92 украинской бригады были нанесены 6 успешных ударов, которые уничтожили две 152мм САУ, две 122мм САУ, и два бронетранспортера. А в украинском Генштабе признали, что эти беспилотники являются трудной целью.
Успешность этих беспилотников вновь подтвердилась и 17 октября, когда они поразили несколько объектов в Киеве. Из-за громкого тарахтящего звука его противник называет мопедом. Но страх от его появления в небе никакими прозвищами не скроешь. Особенности прилетов «Гераней» в том, что он появляется в небе неожиданно, без традиционной для Украины воздушной тревоги. Этот сигнал срабатывает лишь после ударов. Дело в том, что благодаря разведывательной инфраструктуре НАТО, ВСУ заранее получает информацию о выходе кораблей и взлёте авиации РФ для запуска крылатых ракет. А «Герань», хотя эти БПЛА - и шумные, и крупные, разведка засечь не может, а ПВО их не может сбить.
Более месяца эти БПЛА активно используются и на линии фронта, и для ударов в глубоких тылах противника, и для выявления и уничтожения дальнобойной артиллерии. Известно и о совсем комическом случае, когда на днях украинский истребитель МиГ-29 решил сбить «Герань», неудачно сманеврировал и врезался в беспилотник. Летчик катапультировался, его судьба неизвестна. Такой эпизод, когда беспилотник фактически уничтожил боевой самолет, аналогов не имеет. Пытаясь разобраться, как справиться с нашествием «Гераней», украинские вояки пробуют все средства, включая стрелковое оружие. Но так как самостоятельно с этой проблемой ВСУ уже справиться не могут, киевский режим уже запросил у США помощи и предоставления всех самых современных систем борьбы с такими БПЛА. США уже пообещали Киеву до конца октября поставить антидроновые ловушки и установить так называемый «купол безопасности» из новых систем ПВО.
Однако, используемые аппараты - это беспилотники последнего поколения. Они летают очень низко, практически вдоль земли, из-за чего их очень трудно обнаружить, обладают защитой от РЛС и «анти-дроновых пушек», способны реагировать на включение ПВО и работать по цели. А с момента, когда они наведены на цель, их почти невозможно сбить или остановить. Ещё одним преимуществом является дальность полёта. Дрон может летать самостоятельно на расстояние от 1000 до 2500 километров с возможностью доставки боевой части массой 50 килограммов. Такая боевая часть обеспечивает серьёзное воздействие на цель, сопоставимое с разрывом 152-155 мм снаряда. Прямым попаданием дрон способен уничтожить танк; у менее защищенных объектов, вроде САУ или зенитных комплексов, шансов уцелеть вообще нет. В воздухе такой беспилотник находится на высоте от 60 до 4000 метров, крейсерская скорость - около 180 км/ч.
По мнению российских военных экспертов, в частности, Алексея Леонкова, применяемые дроны ошибочно называют дроном-камикадзе. Конструктивно он является самолетом-снарядом. Он не несет оружия, потому что сам является оружием, совершая полёт только в один конец. Беспилотники этой серии обладают простой системой управления и навигации – дрон идёт к цели по координатам спутниковой системы навигации без возможности корректировки курса в ходе полета. Ударным дронам не нужна дорогая оптико-электронная станция, тепловизор и лазерный дальномер, так как они не используется для разведки целей.
Однако у «Герани» есть и иные опции: этот самолет-снаряд может быть переоборудован в полноценный БПЛА-камикадзе с возможностью управления через оптический канал в режиме реального времени. Если провести доработку, то беспилотники смогут вести охоту на поставленные Украине западные вооружения, такие, как РСЗО Хаймарс. Технически «Герани» могут применяться и в таком качестве, но только в связке с беспилотниками-корректировщиками, обеспечивающими «подсветку» целей для самолетов-снарядов. С учётом массовости применения «Гераней» и той роли, которую играют американские комплексы в составе украинской артиллерии, это неизбежно. Искать и ликвидировать «Хаймарсы» беспилотники будут так же, как уже это делают с американскими и французскими дальнобойными орудиями.
С такими характеристиками и подтвержденными результатами работы по целям беспилотник не случайно стал угрозой для ВСУ. Он поражает любые цели, его массовые запуски наносят серьезный урон стратегическим объектам, складам, командным пунктам украинской военщины как на линии боевого соприкосновения, так и в оперативном тылу.