Сергей Саенко, международный обозреватель
На минувшей неделе Министерство обороны США на своем сайте впервые опубликовало (.pdf) общедоступные несекретные версии сразу трех важных документов – Стратегии национальной обороны (National Defense Strategy, NDS), Обзора ядерного потенциала (Nuclear Posture Reviews, NPR) и Обзора противоракетной обороны (Missile Defense Reviews, MDR). Заметим, засекреченные версии NDS, NPR и MDR были переданы конгрессу вместе с представлением бюджета на 2023 финансовый год.
Совместная подготовка документов, по словам министра обороны США Ллойда Остина (Lloyd Austin), обеспечила тесную связь между стратегией Пентагона имеющимися у него ресурсами. «Объединяя эти документы, мы помогаем гарантировать, что весь департамент движется вперед вместе, сопоставляя наши ресурсы с нашими целями. – Сказал Остин. – Сила и боевой авторитет объединенных сил остаются центральными для комплексного сдерживания».
Стоит отметить, что публикация Пентагоном 80-страничной Оборонной стратегии США последовала всего две недели спустя после обнародованной Белым домом Стратегии национальной безопасности (The Biden-Harris Administration’s National Security Strategy, NSS). В этой связи совсем не случайно, что новая Оборонная стратегия США, по сути, стала продолжением Стратегии национальной безопасности. В документе оборонного ведомства также как и в NSS главными угрозами названы усиливающийся Китай и «все еще» опасная Россия. Причем в Пентагоне полагают, что в настоящее время угрозы со стороны Москвы и Пекина даже опаснее террористических угроз. При этом, несмотря на конфликт с обеими державами, который угрожает перейти в горячую фазу, в Вашингтоне не отказываются от дипломатии, например, в таких вопросах, как ядерное сдерживание. Как говорится, «и на том спасибо».
В Стратегии национальной обороны США изложены четыре приоритета высшего уровня, которым Пентагон должен следовать. Они включают:
– «защита Родины в ответ на растущую многодоменную угрозу, исходящую от Китая»;
– «сдерживание стратегических атак против Соединенных Штатов, союзников и партнеров»;
– «сдерживание агрессии при одновременной готовности одержать победу в конфликте, когда это необходимо, приоритетность проблемы, создаваемой Китаем в Индо-Тихоокеанском регионе, вызов России в Европе»;
– «создание устойчивой экосистемы совместных сил и обороны».
КНР в Стратегии обороны США названа «самым главным стратегическим конкурентом на ближайшие десятилетия». Пекин является «единственным соперником, который намерен изменить мировой порядок и у которого с каждым разом все больше возможностей для этого», – заявил Остин, представляя общественности новые стратегии США в оборонной сфере. К такому выводу в Пентагоне пришли, «основываясь на все более агрессивных действиях КНР по переделу Индо-Тихоокеанского региона (ИТР) и международной системы в соответствии со своими авторитарными устремлениями».
Беспокойство военного ведомства Соединенных Штатов вызвали и «четко заявленные намерения Китая в части быстрой модернизации и расширения ее вооруженных сил». Действительно, на недавнем ХХ съезде Компартии страны председатель КНР Си Цзиньпин обозначил 2027 год как крайний срок модернизации Национально-освободительной армии Китая (НОАК). В США ускоренную модернизацию НОАК напрямую связывают с намерением Китая вооруженным путем воссоединиться с Тайванем.
При этом предотвращать угрозу от все более усиливающегося Китая в Пентагоне планируют через «расширяющуюся сеть союзников и партнеров» в регионе, а также посредством создания «устойчивой архитектуры безопасности», которая будет обеспечивать «свободный и открытый региональный порядок и сдерживать попытки разрешить конфликты силой». А ведущими партнерами в ИТР названы участники Четырехстороннего диалога по безопасности (QUAD), куда помимо США входят Австралия, Япония и Индия. Другим важным союзом в документе называется AUKUS – трехсторонний формат Австралии, Соединенных Штатов и Великобритании.
Не явилось сюрпризом и то, что одним из приоритетов США в ИТР в новой стратегии названо поддержание обороноспособности Тайваня из-за возрастающей угрозы со стороны Китая решить вопрос с «островов раздора» силовым путем. В документе, к примеру, отмечается, что Пекин активно пытается ослабить американский союз с азиатскими партнерами, наращивает свои военные и ядерные силы и угрожает такому американскому союзнику, как Тайвань. Правда, при этом в документе подчеркивается, что Соединенными Штатами эта цель будет достигаться исключительно в соответствии с политикой «одного Китая».
Вместе с тем, несмотря на то, что в Пентагоне пообещали «фокусироваться на КНР», это не означает, что в ведомстве не будут отвечать на «острую» угрозу со стороны России, связанную в первую очередь с нынешней ситуацией на Украине. Для этого в Европе будет укрепляться сотрудничество с партнерами по НАТО и другими союзниками, дабы «обеспечить лидерство США, расширить ключевые возможности и углубить функциональную совместимость». Необходимо отметить, что среди возможных вызовов со стороны России в американском военном ведомстве считают ядерные, информационные, кибер- и космические угрозы в адрес США и союзников, а также угрозы применения Москвой химического и биологического оружия и крылатых ракет повышенной дальности.
Кстати, Китаю и России отдается и главное место в двух других частях опубликованного оборонного документа, где обсуждаются ядерное сдерживание и противоракетная оборона. Там угрозы со стороны Северной Кореи и Ирана носят умеренный характер. В частности, указывается, что Тегеран, по мнению Пентагона, не нацелен в данный момент на создание ядерного оружия. Отметим, что в NDS также уделяется самое пристальное внимание таким вызовам безопасности, как пандемия COVID-19 и изменение климата.
В глобальном смысле доктрина США по применению ядерного оружия не поменялась, хотя президент Джо Байден и предлагал варианты сделать ее более прозрачной. В частности, год назад, согласно публикации в издании Politico, рассматривался вариант фиксации на бумаге тезиса о «неиспользовании первыми» ядерного оружия, а также объявление того, что «единственной целью» ядерного арсенала страны является сдерживание ядерного конфликта. Однако после тщательного анализа в Пентагоне пришли к выводу, что эти подходы приведут к «неприемлемому уровню риска в свете ряда неядерных возможностей, разрабатываемых и развертываемых конкурентами». Надо понимать, Россией и Китаем. Поэтому, как отмечается в документе, изменение доктрины сейчас «может нанести стратегический ущерб Соединенным Штатам, их союзникам и партнерам».
Однако, как отмечает в своей статье журнал Time, в частности документ по противостоянию ядерным угрозам противоречит предвыборным обещаниям президента Байдена уменьшить роль ядерного оружия в американской стратегии. Возможно, данный факт и удивил это американское издание, но для внимательно следящих за развитием событий в Америке аналитиков это вряд ли является новостью – в последнее время для Вашингтона именно тема возможной ядерной войны является одной из главных и постоянно муссируемых...