Сергей Саенко, международный обозреватель
Ровно через неделю, 8 ноября, в США состоятся промежуточные выборы в конгресс. На нынешних выборах будут избираться все 435 делегатов нижней палаты конгресса – палаты представителей, 34 (из 100) – сената, а также губернаторы 36 штатов.
Сразу следует отметить, что сейчас в обеих палатах конгресса большинство у правящей в стране Демократической партии, но оно незначительно. Так, в палате представителей перевес демократов всего в 8 депутатов (220 против 212, 3 места – свободны), а в сенате вообще число демократов и республиканцев равное – по 50. Однако, согласно Конституции США, председателем верхней палаты конгресса является вице-президент, на данный момент это Камала Харрис. В случае равенства голосов по спорным вопросам именно ее голос становится как раз решающим и потому считается, что у демократов большинство и в сенате.
Американцы, которые считают право голоса одним из главных конституционных прав, привыкли регулярно избирать претендентов на более чем 18 тыс. должностей: начиная от президента страны до губернаторов штатов и заканчивая выборных представителей всех уровней, глав сельских общин и судей.
Проходящие каждые два года между президентскими промежуточные выборы привлекают особое внимание. Хотя сам хозяин Белого дома на них не выбирается, эти выборы часто называют референдумом по степени доверия действующему президенту. В данном случае – демократу Джо Байдену. Американцы убеждены, что двух лет вполне достаточно для того, чтобы подвести первые итоги пребывания администрации того или иного президента у власти.
На сегодня расстановка сил в конгрессе, сложившаяся после выборов-2020, благоволит демократам. Как отмечалось выше, на данный момент они располагают незначительным большинством мест в палате представителей и шатким равновесием в сенате, что до сих пор позволяло демократам контролировать повестку дня обеих палат конгресса, блокируя при этом ряд республиканских инициатив. Например, расследование связей сына президента Хантера Байдена с Китаем и Украиной, новое иммиграционное законодательство, импичмент Джо Байдену и др.
В этой связи республиканцы, и прежде всего сторонники экс-президента страны Дональда Трампа в конгрессе, тешат себя надеждой на реванш, на скорую собственную победу, которая проложит им в 2024 году прямую дорогу в Белый дом. Да и сам Трамп, все еще остающийся мощным мобилизирующим фактором консервативных масс и прилагающий немалые усилия для продвижения своих людей на Капитолийский холм, несмотря на неутихающие скандалы вокруг него, полон решимости повторить триумф 2016 года и вновь занять президентское кресло.
Согласно последним социологическим опросам, демократы имеют чуть более 60% шансов для удержания сената, а республиканцам на 75% шансов удастся отвоевать палату представителей. Отметим, в центре внимания нынешних предвыборных дискуссий находятся волнующие американское общество внутренние проблемы. Это в первую очередь состояние экономики, право на аборты и решение Верховного суда о передаче прав на прерывание беременности властям штатов, проблемы иммиграции и преступности, здравоохранения, экологии, контроль над оборотом оружия.
Причем республиканцы пытаются «оседлать» традиционную повестку дня демократов, акцентируя внимание преимущественно на социальных проблемах: улучшение жизни американцев, снижение уровня преступности, борьба с инфляцией и др. К этому можно добавить, что в случае победы на промежуточных выборах республиканцы обещают заняться расследованием преступной деятельности демократов и начать процедуру импичмента президента Джо Байдена.
Внешнеполитические дела, как и прежде, не столь волнуют американцев, как проблемы внутренние. Однако все усиливающийся кризис на Украине и российская военная спецоперация (ВСО) заставляют обращать внимание и на них. При этом в США по этому вопросу сложился стойкий двухпартийный антироссийский консенсус, который будет определять политику президента Байдена на этом направлении и в дальнейшем, вне зависимости от исхода промежуточных выборов 8 ноября. Об этом, кстати, 27 октября в интервью канадской телерадиокомпании CBC заявил госсекретарь США Энтони Блинкен. По его словам, независимо от итогов предстоящих промежуточных выборов в конгресс, Вашингтон по-прежнему будет всячески поддерживать киевский режим. При этом он утверждал, что поддержка официального Киева среди законодателей обеих ведущих партий США – Демократической и Республиканской – якобы постоянно растет.
Хотя необходимо признать, что в стане республиканцев нет-нет да и раздаются здравые голоса с требованием прекратить или по крайней мере сократить финансовую и военную помощь киевскому режиму. Достаточно вспомнить недавнее заявление лидера республиканцев в палате представителей Кевина Маккарти, которое он высказал в интервью изданию Punchbowl News. Однако эти призывы не способны серьезно повлиять на политику Белого дома касательно Украины. К этому добавим, что санкционная спираль, раскручиваемая Соединенными Штатами и их союзниками с 2014 года, по-прежнему остается главным инструментом сдерживания России. И какие-либо перемены в политике Вашингтона и на этом направлении не ожидаются.
Возвращаясь к промежуточным выборам, необходимо отметить, что от них во многом будет зависеть дальнейшая судьба президента Байдена, которому 20 ноября исполнится 80 лет, и, несмотря на это, намеревающегося принять участие в президентской гонке 2024 года. Как, впрочем, и перспективы Дональда Трампа, жаждущего реванша и мести своим оппонентам. Как считают эксперты, результаты предстоящих выборов во многом будут зависеть от участия в них американской молодежи, а также от голосов колеблющихся избирателей, которые, как правило, до последнего момента не знают, за кого будут голосовать – республиканцев или демократов.
При этом необходимо также учесть и тот факт, что многое будет определять внутрипартийный расклад в каждой из партий: возьмут ли у республиканцев окончательно верх трамписты или партия сможет удержаться в умеренно консервативном русле. В свою очередь интересно, смогут ли демократы нейтрализовать ту левую волну, которая ранее вознесла Берни Сандерса наверх, и вернуть партию в традиционное либеральное русло. От этого зависит и ответ на главный вопрос: сумеет ли американское общество вернуться к тому республиканско-демократическому консенсусу, который удерживал его от радикализма и проявлений взаимной вражды прежде?