Павел Александров, международный обозреватель
По всей вероятности, после начала Специальной военной операции (СВО) на Украине президенту ФРГ Франку-Вальтеру Штайнмайеру стало как-то очень неуютно на этом посту. Раньше по отношению к Украине он считался в международной политике чуть ли не миротворцем: в 2014 году в качестве министра иностранных дел Германии подписывал вместе с польским коллегой соглашение между тогдашним украинским президентом Януковичем и оппозицией о проведении в скором времени внеочередных выборов. Но гарант из него получился плохой - буквально на следующий день оппозиция совершила вооруженный переворот, приведший к свержению законного главы Украины. На памяти еще и т.н. «формула Штайнмайера» для претворения в жизнь Минских соглашений, которые должны были бы принести мир в Донбасс. Но тоже как-то не сложилось.
Впрочем, Штайнмайер из-за этого особо не расстраивался и ни на чем не настаивал, пока все 8 лет киевский режим не прекращал ежедневные обстрелы городов и поселков Донбасса, убивая мирных жителей, разрушая инфраструктуру – детсады, школы, электроподстанции и водонасосные станции. Нацистов на Украине он как не видел тогда, так и не видит до сих пор. А вот неуютно ему в своем кресле стало после 24 февраля с.г., когда Зеленский практически объявил Штайнмайера персоной нон грата, отказав ему в возможности побывать в Киеве. Одновременно в сторону немецкого президента оттуда сыпались обвинения в слишком тесных отношениях с Россией и нежелании активно снабжать Украину немецким оружием.
Вот тут уже Штайнмайер, поняв, что выпадает из мейнстрима коллективного Запада, засуетился, стал признаваться в допущенных им ранее «ошибках» в политике развития отношений между ФРГ и Россией, которые якобы и привели к «зависимости от поставок энергоресурсов из РФ и энергетическому кризису в Европе». Кстати, среди наиболее заметных представителей немецкой политической элиты пока только экс-канцлеры Герхард Шрёдер и Ангела Меркель отказываются «каяться» за политику, которая, кстати, обеспечила Германии позицию мотора европейской экономики. Между тем ФРГ продолжила поставки на Украину различных вооружений, включая гаубицы, мины и снаряды. Когда же Киев получил первый самый современный комплекс ПВО Iris-T, которого пока еще нет даже в распоряжении бундесвера (видимо, немцы хотят опробовать его в бою против российских войск), Зеленский согласился на приезд президента ФРГ.
При встрече глава киевского режима заявил, что поддержка со стороны Германии представляет собой «исторически важный вклад в достижение мира на Украине», особенно подчеркнув, что получение комплексов Iris-T является для его страны «действительно приоритетом». При этом Зеленский не преминул выразить надежду, что поставки этих комплексов продолжатся. Явно польщенный Штайнмайер назвал СВО «подлой российской агрессией» и заверил Зеленского, что Германия будет «поддерживать Украину и в дальнейшем так долго, сколько понадобится – в экономическом, политическом и военном плане».
Между тем г-н Штайнмайер, конечно же, понимает, что лишившуюся дешевого газа и нефти из России экономику Германии ждут громадные трудности, ведь отток промышленного капитала из ФРГ, в первую очередь в направлении США, уже начался. Поэтому после возвращения из Киева, он обратился с большой речью к нации, призвав немцев к «сплочению». Главной причиной того, что теперь «попутного ветра не будет, а дуть он станет нам в лицо», президент ФРГ назвал «нападение России на Украину». Одновременно он оптимистично заявил, что «не надо забывать: экономически мы сильны, сильнее, чем многие другие».
При этом он призвал немцев полностью пересмотреть свое отношение к России. «То, что советские войска без единого выстрела ушли из Германии на родину, внушило большие надежды на мирное будущее. Я тоже так думал, и это было в течение многих лет импульсом в моей работе», - признал Штайнмайер. Однако тут же добавил: «Но когда мы сегодня смотрим на Россию, то места для старых мечтаний нет. Наши страны сегодня стоят против друг друга». Это дословно. То есть президент ФРГ своему народу сказал, что мы – противники. Похоже, до того, чтобы назвать русских врагами, лидерам Германии остался всего лишь один шаг.
Ну а для того, чтобы те немцы, особенно на Востоке страны, которые не желают считать россиян врагами и не хотят мириться с падением уровня жизни, дороговизной в продовольственных магазинах, потерей работы и холодом в своих квартирах, не имели возможности протестовать, парламент ФРГ в ускоренном порядке ужесточил действующий закон об ответственности «за разжигание межнациональной и расовой ненависти». В него изящно добавили параграф, предусматривающий уголовную ответственность за «действия, которые, возможно, могут привести к насилию или разжиганию ненависти». То есть, например, если правительство Германии назвало российскую СВО на Украине «преступной войной», то за любые высказывания или демонстрации в поддержку Москвы или осуждающие политику Берлина вас в ФРГ теперь могут предать суду. Про свои конституционные права граждане могут даже не вспоминать, ведь в Германии теперь официально «дует встречный ветер»