Владимир Блинков, экономист
Война, которую Киев ведет под руководством западных кураторов, сильно пошатнула экономику Украины – после 15% падения в 1-ом квартале, во втором квартале ее ВВП упал еще на 37% в годовом исчислении.
Идет деградация промышленности, ситуация в отдельных ведущих направлениях производства приблизилась к катастрофической. Уровень долговой зависимости предприятий постоянно растет, заемный капитал уже в 4 раза превысил собственный, доля просроченных кредитов более 50%. Поэтому банки неохотно финансируют промышленность, предпочитая размещать деньги за рубежом, даже под низкие проценты. В итоге, источников средств для поддержания экономической деятельности у бизнеса практически не осталось. По данным исследования Advanter Group, 46% украинских промышленных компаний полностью либо почти полностью приостановили деятельность.
Снизилось производство товаров, являющихся основными источниками валютных поступлений. Так, по данным Украинской зерновой ассоциации, урожай пшеницы в стране в текущем году ожидается в объеме 18,2 млн т (в 2021-м - 33 млн т), ячменя - около 6,2 млн т ячменя (в 2021 - 10,1 млн т), кукурузы - 23,1 млн т (в прошлом году — 37,6 млн т). Урожай подсолнечника уменьшится до 9,8 млн т (16,9 млн т в 2021 г.).
Страна лишилась значительной части металлургии (отрасль давала примерно четверть экспортной выручки), потеряла выход к Азовскому морю - рекреационные зоны, морской промысел, порты и машиностроение. Она потеряла такие уникальные производства как Артемовский завод шампанских вин и Артемовсксоль. В итоге, сейчас Украина не только не экспортирует соль, но вынуждена ее закупать. Цены на нее выросли, в основном поступает йодированная соль, которую невозможно использовать при консервации. Это удар и по экономике, и по населению, потому что многие люди спасались консервацией.
Нарастают проблемы и у украинских торговых компаний, они теряют лицо. Они не выполнили контракты в случае с поставкой продовольственных товаров на Ближний Восток. И хотя они пытаются все это свалить на форс-мажор, клиенты смотрят сейчас на поставщиков с Украины как на исчезающих партнеров. Следовательно, все, что сейчас покупается на Украине, должно быть доставлено без предоплаты. Так, что торговый бизнес находится в незавидном положении.
Крайне сложную ситуацию в экономике Украины усугубляет «расставание» после референдумов с Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областями (пятая часть страны). В августе американское издание The Washington Post сообщало, что Украина потеряла доступ к ископаемым общей стоимостью не менее 12,4 трлн долл. Речь идет почти о половине стоимости ресурсов на 2 209 месторождениях: 63% залежей угля, 11% месторождений нефти, 20% месторождений природного газа, 42% залежей металлов и 33% месторождений редкоземельных элементов. Также Украина лишилась крупных месторождений урана, золота и известняка.
В итоге, размер ВВП Незалежной по итогам 2022 г. прогнозируется на уровне 93,3 – 110 млрд долл. т.е. он «сожмется» до размера активов среднего западного банка. При этом доходы от экономической деятельности не покрывают расходов. Растет дефицит бюджета. Сейчас он составляет 5 млрд долл. в месяц, а за год достигнет 25% ВВП. Украина – фактический банкрот. Ее правительство не может самостоятельно финансировать ни военные действия, ни социальные расходы.
«Латать расширяющуюся дыру» в бюджете власти Незалежной пытаются за счет все новых кредитов. Задолженность Незалежной растет, государственный и гарантированный государством внешний и внутренний долг, по официальным данным, перевалил за 34,5 млрд долл. и в 1,5 раза превышает размер золотовалютных резервов (23,93 млрд долл.).
Но, это только по данным, публикуемым Киевом. В реальности ситуация, по-видимому, значительно хуже. Так, по данным Кильского института мировой экономики, военная поддержка Киева, уже обошлась западному сообществу в 41 млрд евро, а на финансирование социальных выплат только Вашингтон в нынешнем году выделил Незалежной более 20 млрд долл. Так, что реальная картина значительно печальнее.
Все эти цифры красноречиво свидетельствуют - Незалежная попала в полную зависимость от «зарубежных спонсоров». Без их помощи у Киева уже через пару месяцев не останется средств ни на выплаты зарплат военнослужащим, ни на выплаты пенсий и социальных пособий, ни на зарплаты государственным служащим.
И чтобы получить все новые и новые кредиты киевские власти ставят США и Европу в такое положение, при котором отказ от финансирования Украины будет подаваться как проявление чёрствости и бесчеловечности. «Украинцы могут остаться без зарплат и пенсий, если власти Евросоюза не переведут Киеву 9 млрд евро», - заявил недавно премьер-министр Незалежной Шмыгаль. При этом он признался, что его не волнует, в каком виде будут предоставлены эти средства. - Нам это нужно для того, чтобы наша финансовая система выжила. Станет ли это кредитом или пожертвованием - менее важно. Но самое главное для нас, чтобы это произошло как можно скорее.
При этом да сих пор нет ясности относительно того, как именно расходуется выделяемые Киеву средства: схема совершенно непрозрачна, констатируют, в том числе, американские СМИ. Даже в сложившихся условиях продолжается сформировавшаяся в предыдущие годы практика «прихватизации» бюджетных (теперь уже западных) денег. Украинские мздоимцы думают, что они и дальше будут безнаказанно грабить не только своих, но и западных налогоплательщиков.
«Это обыкновенная манипуляция, мотивированная жадностью. Интересует украинских политиков не перспектива пребывания Украины в ЕС в будущем, а возможность делать деньги здесь и сейчас. Для людей уровня Шмыгаля и Зеленского идеал - их предшественник Арсений Яценюк, который, обогатившись на своём посту, покинул Украину и живёт теперь в Майами», - считает политолог Андрей Манойло. Однако украинские политики слишком поверили в свою исключительность и рискуют утомить Европу бесконечными требованиями, добавил он.
Чрезвычайная зависимость Украины от западной помощи налицо и наиболее опасный фактор для Киева сейчас – это неопределенность. Ведь никто не может сказать, сколько еще, кто и в каком объеме будет помогать Украине. Если финансовая помощь будет сокращаться, это приведет к серьезным экономическим потрясениям в стране
Понимая, что Украина сейчас не может расплачиваться по долгам, американцы и европейцы, обязавшись поддерживать политический режим Зеленского, предоставили ей отсрочку по выплатам, которая, по сути, является отсрочкой дефолта. Частные инвесторы попытаются судиться, но, скорее всего, быстро получить решения судов у них не получится, потому что дело слишком политизированное. Но, когда-то долги все равно надо будет отдавать. Только делать это придется уже украинскому населению, а не Зеленскому и Ко, и в течение многих, многих десятилетий.