Москва
21 ноября 2025 / 08:28
Москва
21 ноября 2025 / 08:28
Котировки
USD
21/11
80.7321
0.0000
EUR
21/11
92.6047
0.0000
Безопасность
Иран ответил Израилю
Военно-политическая обстановка на Ближнем Востоке имеет тенденцию к дальнейшему осложнению
11 ноября 2022 / 17:16
Иран ответил Израилю

 

Юрий Веселов, военный обозреватель

По сообщению российского информационного портала Avia.pro, в ночь на 10 ноября поблизости от израильского ядерного реактора в населенном пункте Димона в пустыне Негев возник крупный пожар. Израильские официальные лица пока не комментируют данное событие и, можно предполагать, попытаются сохранить в тайне причину происшествия. Это обычная практика властей еврейского государства – скрывать от обнародования факты, которые могут повлиять на имидж правительства.

Военные аналитики из арабских стран не исключают, что причиной происшествия в районе израильского ядерного реактора мог стать ракетный удар Ирана, который в данной ситуации носил ярко выраженный демонстрационный характер.

Сутками ранее на границе Ирака с Сирией Израиль обрушил минимум 10 авиационных ракет на крупную автомобильную колонну из нескольких десятков транспортных средств, перевозивших топливо. В колонне также находились грузовики с контейнерами. Пожаром уничтожено значительное количество техники. О жертвах сведений нет.

По данным информации арабского издания «Аш-Шарк аль-Аусат», в налете на колонну с топливом из Ирана участвовало два истребителя F-35 ВВС Израиля, которые наносили ракетные удары, находясь в воздушном пространстве Ирака без захода в Сирию. Данный тип самолетов был выбран для обеспечения скрытного полета над территориями Иордании и Ирака, обеспечения защиты от противодействия средств ПВО Сирии и Ирана.

Последние инциденты показательны появлением нескольких новых моментов в действиях вовлеченных в конфликт сторон.

Во-первых. Израиль стал активно использовать иракское направление для полетов своей боевой авиации, так как Ирак не располагает современными и мощными средствами ПВО. Кроме того, действия израильтян над Ираком прикрываются техническими и боевыми средствами, размещенными как минимум на двух американских военных базах на севере и в центральной части страны. «Освоение» иракского направления не означает того, что израильская боевая авиация уменьшит активность ударов по Сирии с направления соседнего Ливана. Скорее наоборот. Но целями, как это было ранее, будут объекты в центральной и южной части страны.

Во-вторых. Разрушительный удар по автоколонне с иранскими топливными цистернами нанесен, скорее всего, без уведомления представителей российского Министерства обороны в совместной Комиссии по предотвращению вооруженных инцидентов (штаб-квартира в Аммане, Иордания). Израиль в данном органе, наряду с США и Иорданией, представлен в качестве наблюдателя. С большой долей уверенности можно полагать, что перевозимое из Ирана топливо предназначалось в основном для Группы войск России в Сирии. Подтверждением этого предположения может служить ответная реакция российского командования.

В-третьих. Сразу после израильского удара командование Российского центра по примирению враждующих сторон в Сирии (штаб – авиабаза Хмеймим) развернуло на юге Дамаска дополнительные средства ПВО для своевременного обнаружения полетов израильской боевой авиации, оповещения размещенных на Хмеймиме зенитных ракетных комплексов С-400 и С-500, определения пусков ракет для их уничтожения.

И четвертое. Если причиной пожара в районе израильского ядерного реактора в Димоне стал ракетный удар Ирана, то это свидетельствует об отсутствии у еврейского государства 100-процентной надежной защиты своих наиболее важных объектов. И, наоборот, иранцы в состоянии наносить ответные удары по своему врагу, коими считаются Израиль и США.

В самом Израиле идет формирование нового правительства. Уходящий в отставку премьер Яир Лапид, русофоб по своим убеждениям, решил сыграть «последний аккорд» нанесением удара по межгосударственным отношениям Израиля и России. Решение о неуведомлении российской стороны по действиям израильской боевой авиации в ночь на 9 ноября принималось на самом высшем уровне, и ответственность ложится на него и израильский «малый» кабинет министров.

Нельзя исключать того, что Москве придется принять ответные меры против Тель-Авива. Но в чем это может выразиться, предположить сложно. Быть может, по поговорке «хотелось, как лучше, а получилось как всегда»?

Вот этого не хотелось бы: слишком много провокаций Россия натерпелась от Израиля.