Москва
21 ноября 2025 / 08:17
Москва
21 ноября 2025 / 08:17
Котировки
USD
21/11
80.7321
0.0000
EUR
21/11
92.6047
0.0000
Экономика
Будет ли новая волна миграции из Незалежной в ЕС?
Энергетические проблемы Украины обостряются
14 ноября 2022 / 18:34
Будет ли новая волна миграции из Незалежной в ЕС?

Владимир Блинков, Центр специальных медиаметрических исследований

За первые месяцы 2022 г. более 4 млн жителей Украины выехали в различные страны ЕС. Часть из них позднее вернулась домой. Но, сейчас возникают предпосылки для возникновения новой волны миграции. Власти Незалежной во всем винят Россию. Но так ли это?

Действительно, после российских ударов, наносимых по инфраструктуре в ответ на диверсию на крымском мосту, на Украине ухудшилась ситуация в энергетической сфере. Повреждено 30% топливных (угольных и газовых) электростанций, что создало ряд проблем. Ранее за счет этих электростанций Киев маневрировал мощностями, особенно в пиковые периоды, когда растет спрос на электроэнергию. Атомные и крупные гидро-электростанции, работают практически в постоянном режиме, а пики покрывались за счет увеличения выработки электричества на топливных электростанциях. Теперь это - большая проблема. Как результат - непредсказуемые отключения электричества, плохая работа коммунального хозяйства, хаос на дорогах.

Перебои с электричеством длительностью в несколько часов наблюдаются в Киеве, Харькове, Виннице и Ровно, Тернополе и Житомире. Нарушалась работа светофоров. Сократилось количество поездов в метро, а интервал между ними увеличился – до 13 минут (Киев и Харьков). А в некоторых городах, например в Сумах, отключали водоснабжение. 

Это создало серьезные проблемы для населения. Но они только дополняют проблемы украинской энергетики, которые существовали и ранее.  Значительная часть электростанций не работает по другим причинам. По состоянию на 8 ноября 53 энергоблока ТЭС, ТЭЦ и АЭС Украины остановлены. Из них 23 энергоблока ТЭС ушли в простой из-за отсутствия топлива, 30 - находятся на ремонте. Половина энергоблоков ТЭС, которые формально считаются рабочими, на самом деле функционируют в так называемом маневренном режиме, то есть вырабатывая переменную мощность в зависимости от количества топлива.

Часто причиной остановки энергообьектов являются недостаток денег на закупку топлива, банальный дефицит, логистика и просто бардак...Так, НАК "Нафтогаз Украины" несколько раз прекращал поставки газа на Трипольскую ТЭС  из-за невыполнения ПАО "Центрэнерго" обязанности по своевременной оплате полученного энергоресурса (долг – 1,8 млрд грн). А, предприятие является крупнейшим поставщиком электроэнергии в Киевскую, Черкасскую и Житомирскую области.

Еще одной из причин бедственного положения украинской энергетики стала нехватка газа и  угля для ТЭС. В первых числах ноября на электростанциях находилось около 500 тыс тонн угля, что более, чем в 4 раза меньше, чем год назад. В результате, половина энергоблоков украинских ТЭЦ не функционирует. И вина за такую ситуацию полностью лежит на украинском руководстве.

Наконец просто бардак и коррупция.  Так, в Харькове - полный хаос на перекрестках, пробки, застрявшие скорые и ни одного регулировщика!!! Зато власти города продолжают менять хороший асфальт, плитку, ставить столбики из нержавеющей стали... В Киеве - постоянные отключения и верные по графику и аварийные. На ремонт электрооборудования нет денег. Тем не менее Киев тратит 200 млн грн на политический пиар на телеканале.

А ведь зима ещё не пришла и нет тех критических нагрузок, которые будут.

Для формирования миграционных настроений у жителей Незалежной, по мнению украинских блогеров, нужны шесть вещей: отсутствие электричества и воды в домах, внешнего освещения на улицах, мобильной связи, а также вставшее метро и неработающие лифты в высотках. Усилиями украинских властей указанные условия сформированы.

Власти Украина, в антироссийскои угаре, отказалась от российских газа и угля. Однако, оперативно заместить российский уголь нечем. В мире сейчас дефицит угля. Кроме того, встает вопрос логистики. Первые корабли с углем появятся в украинских портах не раньше декабря. И даже, если предположить, что удастся завезти обещанные правительством 4 млн тонн, с его перевозкой может не справиться «Укрзализныця», поскольку компания испытывает значительный дефицит подвижного состава.

Дефицит электроэнергии вообще покрывать неоткуда. «Сейчас импорт идет лишь из Белоруссии, однако может сложиться ситуация, когда этой электроэнергии банально не хватит», - говорит украинский эксперт Дмитрий Марунич. К тому же контракт с белорусами заключен всего на месяц.

Принадлежащая олигарху Ринату Ахметову крупнейшая энергетическая частная компания Украины ДТЭК проинформировала, что у нее закончился складской запас оборудования для восстановления энергосистемы.

Обесточен ряд участков украинской железной дороги, объявлено о задержании поездов и выведении на маршруты резервных тепловозов. То, что «УкрЗализныця» выводит их на линии вместо электровозов говорит о том, что руководство Украины не рассчитывает на быстрое устранение проблем с электротягой.  И это будет большой проблемой, потому что в основном на Украине использовались именно магистральные электровозы. Магистральных тепловозов очень мало и они не смогут обеспечить потребности страны.

Что касается субьективных предпосылок для миграции, то власти Незалежной советуют жителям перебраться в Европу или сельскую местность, а тем кто уже уехал – оставаться в европейских странах. Так, украинский премьер Шмыгаль допустил возможность эвакуации населения из Киева и других городов в качестве «экстренной меры» при ухудшении ситуации в энергосистеме страны. Ему вторит и мэр Киева В. Кличко, другие представители власти. «В настоящее время ситуация с электроснабжением в Киеве тяжелая. Украинцам, у которых есть возможность провести зиму в благоприятных условиях, стоит покинуть город», заявил депутат Киевсовета Витренко.

Но, каким образом можно более ли менее быстро эвакуировать несколько миллионов человек? И куда? По причине отсутствия электричества электровозы не будут работать, а маневровые и прочие тепловозы переданы на нужды армии - ей важнее. Много вопросов и мало ответов. При существующей ситуации с подвижным составом, власти до весны будут вывозить людей.

Похоже, «дело спасения утопающих – дело самих утопающих». И, в ответ на призывывластииз Киева, других городов в западном и северном направлениях уже потянулись автомобили, формируя новую волну беженцев в Европу. Но вот ждет ли их она? Готовы ли там принять несколько миллионов людей в предверьи зимы?