Сергей Саенко, международный обозреватель
В турецкой столице Анкаре 14 ноября прошли российско-американские переговоры. Данный факт накануне подтвердил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. «Такие переговоры действительно имели место. Это была инициатива американской стороны», – сказал официальный представитель Кремля. При этом Песков не стал раскрывать темы встречи. Турецкие власти эту встречу никак не комментировали.
Вместе с тем, в минувший понедельник CNN и агентство Reuters со ссылкой на представителя Совета по национальной безопасности США сообщили, что в Турции проходит встреча директора Службы внешней разведки (СВР) России Сергея Нарышкина и главы Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США Уильяма Бернса. Отметим, это была первая личная встреча высокопоставленных представителей двух стран с начала российской специальной военной операции (СВО) на Украине. По информации CNN, в Анкаре Москва и Вашингтон не обсуждали Украину, о чем Вашингтон заранее предупредил Киев.
Следует к слову напомнить, что Бернс приезжал в Москву в ноябре прошлого года, и обсуждал именно Украину несмотря на принцип «не обсуждать Украину без Украины».
Сейчас СМИ отмечают, что глава ЦРУ во время встречи затронул темы арестованных в России американцев, предупредил «о последствиях применения Россией ядерного оружия и связанных с ним рисков эскалации для стратегической стабильности».
Правда, об этом же речь, как известно уже давно шла по линии Салливан-Патрушев. Интересно, что нового Бернс мог внести в эту тему? Но это опять же к слову.
В связи с окутанными тайной переговорами в Анкаре невольно вспомнился тот факт, что в последнее время появляется все больше сообщений о том, что между главными антагонистами международной политики – Россией и США – ведутся какие-то закулисные переговоры. И это при том, что президент Джо Байден официально чуть ли не возглавляет глобальную кампанию в мире по изоляции России, а при этом высокопоставленные сотрудники его администрации ведут с Москвой некие непубличные переговоры. Причем об этом сообщают не только склонные к фейкам американские СМИ, но и официальные представители Белого дома.
Правда, здесь следует отметить, что Москва никогда не отказывалась от переговоров с Вашингтоном. Хотя президент России Владимир Путин ранее неоднократно говорил о том, что США легко отказываются от любых договоренностей. В этой связи не так трудно предположить, что особого доверия к американской стороне нет. Но в тоже время нет и возможности отказаться от подобного рода контактов, поскольку слишком многое поставлено на карту. Не случайно же еще 21 февраля на памятном заседании Совбеза его секретарь Николай Патрушев заявил, что переговоры с Западом вести надо. И прежде всего надо говорить с США, поскольку все остальные будут делать то, что скажет Вашингтон. Похоже, что о необходимости вести диалог с Россией начинают понимать и в Белом доме. И именно по этой причине американцы по своей инициативе идут на контакты с российскими представителями. И встреча Сергея Нарышкина с Уильямом Бернсом в Анкаре – наглядное тому подтверждение.
Что же касается тем реальных дискуссий, то Москва до недавних пор не комментировала подобную информацию. «Вы знаете, что сейчас очень тонкая ткань этих наших отношений. Говорить о диалоге не приходится. Но любые спорадические, даже несистемные, а системных контактов нет, вот эти спорадические контакты – нельзя их анонсировать заранее», – говорил ранее упомянутый выше Дмитрий Песков.
Однако 11 ноября замглавы российского МИД Сергей Рябков заявил, что в конце ноября – начале декабря в Каире пройдет заседание двусторонней консультативной комиссии представителей России и США по Договору о стратегических наступательных вооружениях (ДСНВ), который регламентирует количество ядерных боеголовок и носителей у сторон. Предполагается, что в течение недели на них будет обсуждаться целая серия вопросов. Среди них – возобновление инспекций, попытка США вывести из-под действия договора ряд носителей, которые, по утверждению Вашингтона, используются для неядерных операций.
Действительно, тема СНВ важна для обоих государств. Тем более, что у сторон есть соответствующие претензии друг к другу. Важно также переходить к диалогу о контуре вопросов стратегической стабильности после того, как действие этого договора истечет в феврале 2026 года. Пока никаких конкретных договоренностей между сторонами на этот счет нет. Но совершенно очевидно, что необходимо выработать какой-то новый формат диалога между Москвой и Вашингтоном по ядерной стабильности, который учитывал бы новые реалии в двусторонних отношениях.
Однако на СНВ темы российско-американские переговоры не заканчиваются. Стороны обсуждают не только ракеты, но и людей. Прежде всего, речь идет о контактах по т.н. гуманитарным вопросам. В частности, по поводу обмена заключенными, примером чему может служить состоявшееся в апреле возвращение в Россию летчика Константина Ярошенко. Сейчас обсуждаются похожие вопросы: речь идет об обмене Виктора Бута и некоторых других заключенных, которые сидят в тюрьмах США. В свою очередь с американской стороны говорят о спортсменке Бриттни Грайнер, отбывающей 9-летний срок за контрабанду наркотиков, а также об обвиненном в шпионаже Поле Уилане.
Не будем забывать и о конфликте вокруг Украины. В Москве уже не раз заявляли, что вести переговоры по этому вопросу необходимо вести не с Киевом, а с США. В Вашингтоне же утверждают, что они неукоснительно придерживаются формулы «никаких переговоров по Украине без Украины». Так, на встрече 14 ноября на острове Бали с председателем КНР Си Цзиньпином президент Джо Байден еще раз повторил, что «США не будут вести переговоры по Украине без участия Киева». Утверждение, заметим, весьма сомнительное, поскольку доподлинно известно, что Вашингтон обсуждает этот вопрос со своими союзниками без участия Украины.
Возможно, непосредственно урегулирование конфликта вокруг Украины Россия и США действительно не обсуждают. По крайней мере, об этом не нигде сообщалось, даже в форме утечек. При этом в начале ноября газета The Washington Post со ссылкой на источники написала, что США пытаются убедить Украину выразить готовность к переговорам с Россией. Москва же, со своей стороны, публично призывает к переговорам с Киевом. Однако власти Украины не готовы приступать к ним, пока Россия не выполнит ряд требований, включая вывод войск.
Однако Белому дому все равно придется принимать решение по Украине, особенно с учетом того, что в самих США нарастает недовольство многомиллиардной помощью, которую Вашингтон оказывает Киеву. А без нее Украина не продержится и нескольких недель. Об «усталости» Вооруженных сил Украины (ВСУ) наглядно свидетельствуют события последних дней на фронтах – украинские силы явно выдыхаются. А российские войска, вопреки многим прогнозам западных экспертов, могут перейти в наступление еще до Нового года и тем самым покончить с киевским режимом президента Зеленского.
И вот тогда Соединенным Штатам придется вновь вернуться к требованиям России о гарантиях безопасности, которые она выдвинула еще в декабре прошлого года. Ведь ни для кого не секрет, что на Украине Россия воюет не с ВСУ, а с НАТО во главе с США. И будут ли готовы в Вашингтоне и Брюсселе вступить в прямой вооруженный конфликт с Москвой – вопрос далеко не праздный…