Сергей Саенко, международный обозреватель
На индонезийском острове Бали 15-16 ноября состоялась очередная встреча глав государств и правительств 20-ти ведущих экономик мира, получившая название саммита «Большой двадцатки» (G20). Делегацию России на саммите G20 возглавлял министр иностранных дел Сергей Лавров. По традиции участники саммита обсуждают наболевшие проблемы мировой экономики. На этот раз основными для обсуждения были заявлены вопросы, связанные с продовольственной и энергетической безопасностью, процессом цифровой трансформации, а также проблемами здравоохранения.
Однако уже начало саммита G20 расставило все точки над «i», показав, кто и зачем собрался на Бали. Так, глава индонезийского председательства «двадцатки» президент страны Джоко Видодо открыл саммит словами о необходимости «закончить войну» ради будущих поколений. «Если войну не остановить, нам будет трудно нести ответственность за будущее этого и следующих поколений», – сказал он. В свою очередь глава Евросовета Шарль Мишель, наоборот, призвал использовать площадку G20 «для усиления давления на Москву».
Из-за подобных расхождений во взглядах запланированный организаторами ход саммита был нарушен и существенно осложнен конфронтацией западных членов «двадцатки» с Россией из-за ситуации вокруг Украины. Об этом, к примеру, может свидетельствовать и тот факт, что участвующие в саммите лидеры не стали делать совместное фото перед первой сессией. В условиях самого глубокого в истории G20 раскола председательствующая Индонезия до конца пыталась избежать провала саммита и договориться о совместном коммюнике, принятие которого до последнего момента оставалось под вопросом. Вместе с Индонезией другие незападные члены «двадцатки» пытались вернуть в повестку саммита вопросы глобального развития и управления мировой экономикой в условиях потрясений, вызванных пандемией COVID-19 и войной санкций.
Причем повернуться лицом к мировой экономике G20 вынуждают и данные о ее неутешительном состоянии, свидетельствующие о надвигающемся шторме. Обнародованное в воскресенье, 13 ноября, исследование Международного валютного фонда (МВФ) указывает на все более печальные перспективы мировой экономики, определяемые высокой и всеобъемлющей инфляцией, а также продолжающимися перебоями в поставках и угрозой продовольственной безопасности из-за конфликта на Украине. «Экономические данные все большей части стран "Группы двадцати" упали на уровни, сигнализирующие о спаде», – признали в МВФ.
Несмотря на данный факт, страны Запада пускали в ход всевозможные уловки, чтобы сорвать нормальный ход встречи и хоть как-то очернить Россию. Так, буквально накануне открытия саммита западные СМИ, в частности агентства Reuters и Associated Press, распространили новость о госпитализации Сергея Лаврова, которая на деле оказалась очередным фейком. «Мы тут с Сергеем Викторовичем в Индонезии читаем ленту и не верим своим глазам: оказывается, он госпитализирован. Это уже, конечно, высший пилотаж фейков», – написала официальный представитель МИД России Мария Захарова в своем Telegram-канале и опубликовала видео облаченного в майку с короткими рукавами и шорты российского министра, который в окружении пальм за журнальным столиком с ручкой в руках работает над документами.
«Ну и про нашего президента уже лет десять пишут, что он заболел, это такая, в общем-то, игра, которая не новая в политике», – грустно заметил Сергей Лавров, пожелав западным журналистам впредь «быть почестнее, чем они есть, и писать правду». Владимир Путин, напомним, на саммит G20 не поехал. «Обстоятельства диктуют приоритет нахождения президента в России», – заявил ранее его пресс-секретарь Дмитрий Песков.
Необходимо подчеркнуть, что хозяин встречи Джоко Видодо, как сообщало американское издание Politico, уже в ходе саммита встречался с его западными участниками, в частности из США, Европы, Австралии, Канады и Японии, и призывал их не объявлять бойкот России и не срывать работу над принятием итогового документа. В публикации издания также отмечается, что Индия, Китай, Бразилия и Саудовская Аравия не хотят осуждать действия России на Украине.
Здесь, пожалуй, уместно упомянуть о том, что в конце октября президент Украины Владимир Заленский призвал вообще исключить нашу страну из числа членов G20. Этот призыв украинского лидера вызвал, к примеру, резкую критику в Пекине. Как заявил на встрече с Сергеем Лавровым глава МИД Китая Ван И, КНР выступает против исключения России из состава «двадцатки». По словам китайского дипломата, Пекин поддерживает «достойную роль» Москвы в рамках G20 и других международных площадок. «Считаем, что никто не имеет права отобрать право России на участие в рамках многосторонних форматов», – отметил в этой связи Ван И.
Ранее, заметим, заместитель главы российского МИД Александр Грушко заявил, что Россию невозможно исключить из «Большой двадцатки». По его словам, украинские заявления об обращении к G20 с просьбой исключить Россию не более чем «политические упражнения». «Двадцатка» значительно шире, чем западные партнеры», – подчеркнул Грушко.
Вместе с тем, несмотря на все старания, Западу не удалось изолировать Россию на Бали, о чем говорят контакты Сергея Лаврова на полях саммита G20. Так, он провел ряд двусторонних встреч, в том числе с главой МИД КНР Ван И, генсеком ООН Антониу Гутерришем, главой МИД Турции Мевлютом Чавушоглу и кратко пообщался с президентом Франции Эммануэлем Макроном и канцлером ФРГ Олафом Шольцем. Кроме того, глава российской делегации выступил на двух пленарных заседаниях: по продовольственной и энергетической безопасности, а также по вопросам здравоохранения. Как и планировалось, Лавров покинул Бали по итогам первого дня саммита, 15 ноября.
Саммит на Бали продемонстрировал, что, по крайней мере, с точки зрения Кремля, это площадка G20 является более эффективным механизмом, чем «Большая восьмерка», куда до 2014 года входила и Россия. «Голос России слышен. Множество контактов двусторонних Лавров там провел, поэтому Россия присутствует на должном уровне» – такие итоги дня с участием российской делегации подвел упомянутый выше Дмитрий Песков.
Подтверждением роли Москвы в «двадцатке» может служить и тот факт, что благодаря усилиям России, в декларации по итогам саммита на Бали были учтено мнение и незападных стран. Так, в разделе, который касался осуждения конфликта на Украине, была добавлена фраза, «но были и другие мнения по поводу этой ситуации и санкций». Также в декларации была подчеркнута важность зерновой сделки и недопустимость угроз применения ядерного оружия и его непосредственного использования.
В заключение отметим, что от Индонезии председательство в G20 с 1 декабря перейдет к Индии. Та выбрала для будущего руководства девиз, который звучит как «Васухдхайва Кутумбакам», что в переводе с древнего санскритского текста означает примерно следующее: «Весь мир – одна семья». В качестве логотипа «двадцатки» в Нью-Дели взяли цветок лотоса с семью лепестками, которые символизируют семь континентов и семь нот. Вот только «семейка», как показал настрой западных участников саммита на Бали, индийцам достается сложная и уж точно не дружная. Так что при всей поэтичности и благородстве древнего санскритского высказывания, Индии будет сложно объединить всех членов «Большой двадцатки». Но как будет в действительности – покажет время.