Юрий Веселов, военный обозреватель
В ночь на 20 ноября 2022 года ВВС Турции нанесли мощные удары по позициям курских вооруженных формирований на севере Сирии и Ирака
Ракетно-бомбовым ударам подверглись опорные пункты проамериканских «Сирийских демократических сил» (СДС) в сирийских провинциях Алеппо и Аль-Хасака, а также укрытия боевиков «Рабочей партии Курдистана» (РПК) на севере Ирака.
Основными целями в Сирии стали позиции СДС в районах городов Кобани (Айн-Араб) на турецкой границе и Аль-Малякия на северо-востоке провинции Аль-Хасака. По сообщению руководителя «Обсерватории по правам человека в Сирии» Рами Абдеррахмана французскому агентству «Франс пресс», в результате более 25 налетов турецкой боевой авиации погибло шесть сирийских военных и шесть курдских боевиков. Жертвы мирного населения составили 31 человек, ранено более 40.
По информации регионального арабского издания «Аш-Шарк Аль-Аусат», всего в авиационных ударах по Сирии и Ираку было задействовано примерно 50 истребителей ВВС Турции, действия которых обеспечивали самолеты ДРЛО и управления. Удары также наносились беспилотными летательными аппаратами типов «Akinci», «Bayraktar TB2» и «Anka». При этом турецкие истребители действовали не только с территории своей страны, но и свободно заходили в воздушное пространство Сирии.
Ранее в ответ на террористический акт 13 ноября в центре Стамбула, унесший жизни шести мирных граждан, президент Турции заявил о неминуемом наказании организаторов и исполнителей преступления. По горячим следам было задержано более подозреваемых, в том числе женщина, на квартире которой при обыске было обнаружено стрелковое оружие и компоненты взрывной смеси.
Задержанная, гражданка Сирии из оккупированного турецкими войсками района Африн призналась в совершении террористического акта, организаторами которого были активисты РПК. Указания она получала из центра в городе Кобани. Таким образом, авиационный налет на позиции курдов в Сирии и Ираке стали ответом Турции на совершенное преступление против мирного населения в Стамбуле.
Сирийское правительство официально признало факт нанесения ударов по северу страны и расценило его в качестве «очередного шага агрессии оккупанта», сообщает сирийское информационное агентство «Сана». По признанию властей, по масштабу совершенный налет был самым мощным за все годы вооруженной конфронтации (2011 – 2016 гг.).
По оценкам западных военных специалистов, турецкая боевая авиация действовала без опасения применения сирийских средств ПВО из-за отсутствия на вооружении ВС Сирии зенитного ракетного комплекса С-300, способного поражать воздушные цели на большом расстоянии. Комплекс был выведен из страны российским командованием летом текущего года. Французские аналитики считают, что только российские зенитные средства дальнего действия, размещенные на авиабазе Хмеймим, могли представлять угрозу истребителям ВВС Турции.
Поэтому на Западе считают, что нанесению авиаударов предшествовала договоренность Анкары с Москвой о невмешательстве России в проводимую Турцией воздушную операцию.
С определенной долей уверенности в это можно поверить. Сразу после сообщений о террористическом акте в Стамбуле президент РФ Владимир Путин по телефону выразил соболезнования Реджепц Эрдогану по поводу гибели мирных граждан и 81 пострадавших, среди которых были трое подданных России. При этом необходимо учитывать чрезвычайно жесткую позицию Москвы в отношении терроризма и лиц, причастных к нему.
Кроме этого, следует учитывать и изменившееся отношение российского военно-политического руководства к лидерам сирийских курдов, подавляющее большинство которых ориентировано на сохранение военного присутствия США в Сирии и отказывается от предложений центрального правительства подключиться к процессу политического урегулирования. Наиболее влиятельные партии и общественные движения Сирийского Курдистана продолжают деятельность на отделение от Сирии с целью создания при поддержке США независимого курдского государства.
Не исключено, что инициатива проведения террористического акта в Стамбуле принадлежала американцам, который был подготовлен и осуществлен курдами. В последнее время в соседнем Иракском Курдистане местные политические деятели инициируют кампанию неповиновения центральной власти, несмотря на то, что президентом страны является курд.
В Иране нарастают волнения населения, выступающего за смену режима аятолл, отставку правительства и пересмотр политики внутри страны. Наиболее напряженная обстановка сохраняется в Иранском Курдистане, прилегающем к границам Турции и Ирака. Иранские власти все чаще сталкиваются с вооруженными протестующими, и отмечают возросшую контрабанду в страну стрелкового оружия. В самом Иране активизировались вооруженные нападения и диверсии против руководителей органов внутренней безопасности и представителей командования Корпуса Стражей исламской революции.
Военно-политическое руководство Ирана считает, что региональный центр управления и координации деятельности курдов в Турции, Сирии, Ираке и Иране создан в Саудовской Аравии и управляется представителями спецслужб США и Израиля. В Иракском Курдистане действует филиал центра.