Марина Харькова, журналист, Донецк
Очередную зверскую расправу над российскими военнопленными совершили украинские вояки из 80-й десантно-штурмовой бригады ВСУ и сняли это на видео. Это случилось 18 ноября в селе Макеевка, ЛНР, на сватовском направлении, где сейчас идут самые интенсивные бои. Сдавшихся в плен бойцов убивают выстрелами в голову, а украинские боевики весело улыбаются в кадре на фоне агонизирующих тел.
Это массовое убийство вызвало огромный резонанс не только в России, но и на международном уровне. Такое произошло впервые, хотя видео с издевательствами и убийствами российских пленных и мирных украинских граждан, сотрудничавших с Россией, украинские изуверы выкладывали массово: это и выкалывание глаз, и сожжение живьем российского десантника на противотанковом еже, и наезд танка на раненого бойца. Но демонстративный расстрел двенадцати безоружных и сдавшихся военнослужащих РФ вызвал недовольство западных кураторов Украины, потому что имидж украинских вояк - «борцов за свободу» рассыпается и показывает истинное лицо нацистов и убийц.
Даже в США подтвердили вину украинских военных в убийстве пленных российских солдат. По данным американского издания New York Times видео свидетельствует о том, что украинские бойцы совершили военное преступление, расстреляв в упор 12 россиян под Макеевкой. В частности, медицинский советник организации «Врачи за права человека» доктор Рохини Хаар указал, что солдаты после сдачи в плен считаются выведенными из строя или некомбатантами. Однако украинцы стреляли в безоружных россиян. Согласно международному праву, термин hors de combat — «вне боя» — относится к лицам, которые не способны выполнять свои боевые обязанности и как-либо защитить себя, так как лишились оружия, оказались без сознания или добровольно сдались в плен. Римский статут Международного уголовного суда определяет, что убийство или ранение некомбатантов является нарушением законов международного вооруженного конфликта. Все эксперты сошлись во мнении, что украинские вояки совершили военное преступление.
В свою очередь мониторинговая миссия ООН по правам человека на Украине призвала расследовать видеозаписи с убитыми российскими военнопленными, а управление верховного комиссара по правам человека Всемирной Организации заявило, что начало изучать подробности инцидента. Под давлением улик на Украине пообещали провести проверку видеозаписи расстрела российских пленных украинскими военнослужащими. Однако «очень маловероятно, что видео станет доказательством выдвинутых Москвой обвинений», глумливо отреагировала вице-премьер Украины Ольга Стефанишина.
В Минобороны России заявили, что кадры расправы ВСУ над безоружными военнопленными подтверждают «живодерскую сущность киевского режима во главе с президентом Украины Владимиром Зеленским и тех, кто его защищает и поддерживает», а российский Совет по правам человека призвал провести всестороннее расследование всех известных фактов и добиться наказания виновных в соответствии с нормами международного и национального права. Следственный комитет России возбудил дело по статьям «Убийство двух и более лиц, совершенное группой лиц в связи с осуществлением ими служебной деятельности» и «Жестокое обращение с военнопленными» УК РФ. Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев заявил о необходимости покарать виновных, даже если на их поиски уйдут годы: «Украинские ублюдки, расстрелявшие российских военнослужащих, не должны понести никакого иного наказания, кроме того, что является чистой карой - смертной казнью». Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков также однозначно высказался о произошедшем: «Россия будет сама заниматься поисками тех, кто совершил это преступление. Они должны быть найдены и наказаны». Он подчеркнул, что «Россия будет делать все, что возможно в рамках международных механизмов, чтобы обратить внимание на это преступление и призвать к порядку, к закону тех, кто к нему может быть причастен». Песков не исключил, что Москва может обратиться к международным организациям в связи с расстрелом военнопленных: «Если будет признано, что есть какие-то намеки на эффективность и надежды на эффективность, то да. Если нет, то это не будет иметь смысла».
Пусть медленно и неохотно, но издевательства над российскими пленными вынуждены признавать и международные правозащитники. Улик и доказательств зверств украинских боевиков накопилось столько, что их просто не получается игнорировать. Глава мониторинговой миссии по правам человека ООН Матильда Богнер провела беседы с 175 военнопленными, задержанными Украиной. В результате Богнер сообщила, что «миссия получила достоверные обвинения в казнях и в пытках», и были задокументированы случаи пыток и жестокого обращения, которые совершали военнослужащие ВСУ и нацгвардии. По словам Богнер, случаи пыток и жестокого обращения с российскими военнопленными были зафиксированы при захвате, допросах и перемещении в лагеря.
«Военнопленные из российских вооруженных сил утверждали, что их били кулаками и ногами по лицу и телу после того, как они сдались, а также во время допросов военнослужащими украинских вооруженных сил. В ряде случаев военнопленным наносили ножевые ранения или пытали их электрическим током сотрудники украинских правоохранительных органов или охранявшие их военнослужащие», - отметила Богнер. «Украинские власти начали расследования этих сообщений. Однако мы не увидели продвижения в этих расследованиях», - заключила глава мониторинговой миссии по правам человека ООН и напомнила, что преследование участников конфликта за простое участие в боевых действиях запрещено международным гуманитарным правом. При этом чиновница ООН фактически открыто признала: какие бы изуверства и нарушения прав не происходили, украинские власти никак не реагируют, расследований и наказаний виновных не ведут.
Что касается 80-й бригады ВСУ, бойцы которой расстреляли российских военнопленных, то известно, что она базируется во Львове и тесно сотрудничает с НАТО. Это сообщил бывший украинский солдат, который ранее сам служил в этой бригаде, но перешел на сторону России после того, как украинцы казнили его отца. В этой 80-й бригаде украинских вояк приучали ненавидеть все русское, причем делали это еще задолго до начала спецоперации. «Обучением полностью ВСУ, и политическим промыванием мозгов самих военнослужащих 80-й бригады занимались морпехи-американцы», - рассказал перебежчик.
На жуткую казнь российских военнопленных наложилась еще одна трагедия, которая на днях случилась в семье моих знакомых. Тело Виталия Б., донецкого мобилизованного, всего три месяца прослужившего на защите города и попавшего в плен к ВСУ, было передано родным в обезображенном состоянии – четвертованным, скальпированным, с отрезанными носом и ушами, выколотыми глазами. На изуродованные останки украинские боевики небрежно бросили военный билет. На опознании тела в морге у двоюродного брата Виталия произошел сердечный приступ. Обезображенные тела луганских бойцов украинская сторона передала и в Луганск. Луганские судмедэксперты сделали заключение, что у погибших военнопленных еще при жизни были отрезаны уши, прострелены ноги, у одного из солдат сломана шея. «На теле погибшего видны прижизненные следы пыток – это и переломанная фаланга кисти правой руки, и переломанная левая кисть, и след от огнестрельного ранения на левой конечности в районе голени. На спине - явные следы соприкосновения с горячими предметами, предположительно паяльной лампой. Правое ухо погибшего имеет следы пыток в виде надрезов ушной раковины», - рассказал сотрудник морга. Тела запытанных в украинском плену бойцов после освидетельствования переданы для захоронения родственникам, а прямые доказательства применения украинской стороной пыток и истязаний переданы руководителю луганского офиса Международного Комитета Красного Креста Биляне Милошевич для отправки в штаб-квартиру в Женеве.
Садистские расправы украинские военнослужащие, нацгвардия и СБУ практиковали еще с 2014 года, и поднаторели в этом так же, как и их бандеровские предки, имевшие в своем арсенале более 140 видов пыток и казней. Все больше появляется новых доказательств, как поступают украинские изуверы с российскими военнопленными. Российских раненых часто добивали, чтобы «не возиться с ними». Бывший пленный Александр Т. рассказал: «Мой товарищ стоял на коленях, руки за голову, сдался. И украинский военный с разворота пустил в него очередь из автомата. Мы все лежали лицом в землю, нас начали отводить по одному в машину. Одному сломали нос. Меня начали поднимать, спросили, куда ранен. Сказал, что в левое бедро. Мне туда прилетело с ноги. Я начал кричать от боли. Тащили волоком».
Боец Артур Клинов вспоминает: «Наших парней подвергали пыткам током, были постоянные избиения. Двух парней из Донецка застрелили. Говорили, что скоро придут Донецк бомбить, жен и детей убивать». Еще один освобождённый из украинского плена военный ДНР показал, как его пытали в лагере во Львове. Националисты из «Азова» (террористическая организация, запрещена в РФ) вырезали ему букву Z на ноге. Сержант Народной милиции ЛНР фельдшер-санитар Александр Чупра рассказал про пытки и запись видео для шантажа близких тех, кто попал в плен: «Кого-то режут ножом, кого-то паяльной лампой поджигают. Подходит какой-то человек с камерой и все это снимает, чтобы потом выложить в Интернет». Боец армии ДНР Виктор Семашко поделился своей страшной историей из плена: «Они взяли биты и начали битами избивать. Поломали мне рёбра, раздробили левую кисть. Ночью открылась дверь, зашёл украинский боевик, выхватил штык-нож и начал наносить мне удары. Он присел рядом, говорит: «Я хочу видеть, как ты умираешь». Николай Т. вспоминает: «В первый день нашего пребывания в спортзале привезли одного человека. Доктор, который меня осматривал, сказал, что до утра он не доживет. Этого человека украинцы всю ночь забивали до смерти. Ты лежишь, у тебя на глазах повязка - и на весь спортзал крики от боли. Вскоре они утихли. Когда мы лежали в спортзале, два дня они избивали офицера. Потом отнесли в подвал и позже сказали, что он умер от потери крови. Артиллеристов очень сильно избивали. Когда я был в спортзале, привезли трех человек. Людей били страшно. Они не кричат - воют от боли. Я слышал, как у человека ломались ребра, руки. Был у нас командир, майор, в плену. Его казнили украинцы. И больше его никто не видел. Потом нас, пленных, перевезли в СИЗО СБУ. Там меня снова очень сильно избили. Я дня три не мог нормально спать и дышать. Меня ударили по голове, животу, начали выламывать пальцы, руки. Били насмерть».
Украинские власти сделали ставку на беспощадность и истребление всего русского, поэтому и повышают градус жестокости. Враг действует вне правил, законов и норм морали, а потому возмездие и наказание военных преступников – это единственный правильный вариант в нынешних условиях.