Москва
21 ноября 2025 / 07:24
Москва
21 ноября 2025 / 07:24
Котировки
USD
21/11
80.7321
0.0000
EUR
21/11
92.6047
0.0000
Экономика
Особенности национализации по-украински
Метод прост: приватизация доходов, национализация убытков
23 ноября 2022 / 11:21
Особенности национализации по-украински

Владимир Блинков, экономический обозреватель

В начале ноября Киев принял решение о принудительном отчуждении в собственность государства акций 5 компаний: ПАО «Укрнафта», ПАО «Укртатнафта», АО » Мотор Сич», ЧАО «АвтоКрАЗ» и ЧАО «Запорожтрансформатор».

Переделом заводов, газет и пароходов украинские олигархи и президенты активно занимались со времен обретения Незалежной независимости. И, если в случае с «Мотор Сич» такой исход прогнозировали после недавнего задержания и обвинения в связях с Россией ее президента Вячеслава Богуслаева, то национализация остальных компаний стала неожиданностью.

Эта новость заинтересовала украинскую общественность по двум обстоятельствам. Во-первых, этот прецедент показывает, что процесс национализации на Украине предельно упростился. Теперь решение принимает даже не Совет национальной безопасности и обороны, указами которого ранее оформлялись решения «вылезающие за рамки конституции и кодексов», а Ставка верховного главнокомандующего, то есть Зеленский лично.

Во-вторых, украинские власти решили национализировать предприятия, связанные с известными украинскими бизнесменами Игорем Коломойским, Вячеславом Богуслаевым, Константином Жеваго и Константином Григоришиным. Такое развитие событий, на первый взгляд, выбивается из политической и экономический логики. Благодарность, честность, исполнение договоренностей никогда не входили в список добродетелей украинских политиков, поэтому велик соблазн объявить, что Зеленский предал и обокрал человека, приведшего его к президентству. Действительно Коломойскому принадлежит 42% акций «Укрнафты» и  вместе с его бизнес-партнером Боголюбовым 60% в «Укртатнафте».

Однако, если присмотреться по внимательнее, можно заметить, что включенная в перечень национализируемых «Укрнафта» уже больше десяти лет является убыточной и по состоянию на начало сентября накопила 13 млрд грн долгов. Причина, во-первых, в исчерпании ресурсов эксплуатируемых ею месторождений (в УССР на них добывалось 70 млн т, сейчас - около 2 млн т). Во-вторых, в специфическом менеджменте, направленном на получение доходов для Коломойского. Ему удалось поставить в «Укрнафте» своих управляющих, которые обеспечивали лично ему солидную прибыль за счет использовании немагистральных трубопроводов (почти 3000 км), газоконденсатных заводов и сети из более, чем 500 автозаправок.

Еще один национализируемый актив - «Укртатнафта» известен тем, что является результатом ряда коррупционных схем, позволивших Коломойскому вместе с Боголюбовым еще во времена Кучмы украсть ее у российских акционеров из Татарстана. Ее главный актив - Кременчугский НПЗ сейчас находится в неработоспособном состоянии и генерирует более 20 млн грн убытков в год.

Около полумиллиарда долларов – долги нефтяного бизнеса Коломойского перед государством и около ста пятидесяти миллионов долларов - перед Татарстаном. Теперь эти долги олигарху можно не отдавать - активы национализированы.

Нельзя сказать, что эта «деятельность» олигарха не привлекала внимание. Изгнать менеджеров Коломойского пытались Ющенко, Янукович и Порошенко, но безуспешно. Последнее уголовное дело - о хищении государственного газового конденсата на 350 млн долл. - заведено уже при Зеленском и у Коломойского полтора месяца назад даже прошли обыски.

Вашингтон с первых дней президентства Зеленского требовали от него «голову» находящегося в США под следствием и судом олигарха. Однако, г-н Коломойский до сих пор спокойно проживает в своем карпатском шале, занимаясь контрабандой нефтепродуктов через причерноморские страны, и, если верить украинским инсайдерам, поддерживает постоянную связь с Зеленским.

Поэтому, многие в Незалежной сразу же предположили, что национализация его активов - очередная инсценировка в стиле «95-го квартала» для западных хозяев, согласованная с Коломойским и что последний еще извлечет из этой ситуации прибыль, поскольку национализация предполагает компенсацию после отмены военного положения. Именно поэтому многие украинские эксперты назвали проведенную национализацию - национализацией убытков. Действительно состояние большинства предприятий таково, что запустить прямо сейчас выпуск на них товарной продукции нереально. Даже без учета военного конфликта нужны огромные инвестиции.

Завод «АвтоКрАЗ», который теперь уже бывший олигарх Жеваго покупал для организации выпуска карьерной техники для своих железорудных карьеров, сегодня делает бронемашины для ВСУ. Поэтому, его национализация для военных нужд выглядит логично. Сам бывший владелец не первый год скрывается от уголовных дел за границей. По мнению ряда украинских экспертов, в этом и других случаях команда Зеленского прибирает к рукам то, что «плохо лежит».

Этим же, по их мнению, можно объяснить и национализацию завода «Запорожтрансформатор». Украина крайне нуждается в замене выбитого российскими ударами сетевого оборудования, так что его продукция весьма востребована, а бывший «хозяин» - гражданин России Гигоришин, живет в Италии. 

Выбивается из общей картины только национализация бывшего флагмана советского моторостроения - «Мотор Сич». Китайские владельцы, благодаря интригам Вашингтона, так и не смогли вступить в права владения, перспективы поданного ими судебного иска туманны, а моторы для вертолетов ВСУ очень нужны сейчас.

В итоге, осуществив «национализацию по военным нуждам», Зеленский, с одной стороны, эффективно прикрыл своего учителя Коломойского, «сбросив» на государство заботу о поддержании его неприбыльных активов. После же завершения военного положения за эти активы владельцам может быть выплачена компенсация, либо они будут им возвращены.

С другой – он создал прецедент прямого ограбления олигархов, правда, пока не самых крупных. По мнению украинских экспертов «с отобранных активов его команда управленцев - в первую очередь глава офиса Андрей Ермак и его заместитель Кирилл Тимошенко, ведающие оборонным бюджетом, обязательно извлекут доход». Новый опыт, считают они, в будущем может быть масштабирован уже на активы Ахметова и Порошенко - главное найти среди принадлежащих им предприятий хоть какие-то намеки на «военный бизнес».