Сергей Саенко, международный обозреватель
За последний год США, по официальным данным министерства финансов страны, заморозили или заблокировали $330 млрд российских активов. Из них $300 млрд – это золотовалютные резервы России, а $30 млрд – средства российских бизнесменов. Отметим, что Соединенные Штаты – не единственная страна, где заморожены наши активы. В рамках санкционной политики Запада в отношении Москвы российские активы заморожены только в странах Евросоюза на сумму около €68 млрд. Из них, согласно оценкам Еврокомиссии, примерно €33,8 млрд – это национальные резервы России.
Наиболее активно западные страны стали замораживать российские активы после начала Москвой 24 февраля специальной военной операции (СВО) на Украине. Особенно на этот поприще отличились государства Балтии, Австрия, Ирландия, Словакия и Черногория. А Сенат Канады и вовсе одобрил конфискацию и продажу в рамках санкций российских активов на сумму в $100 млн и примерно $23 млн в виде трансакций.
В этой связи совсем не случайно министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что страны Запада среди антироссийских мер практикуют «настоящий грабеж», замораживая российские активы. Политик удивился «абсолютно пещерному русофобскому всплеску, который произошел во всех так называемых цивилизованных странах».
Ладно бы США и другие страны Запада просто заморозили российские активы, но нет: они идут дальше и намерены, последовав примеру Канады, конфисковать их. При этом направить часть конфискованных средств на восстановление экономики Украины. В Киеве такая идея понравилась, и президент Зеленский даже потребовал заключить некий международный договор по российским активам, чтобы конфисковать их и направить «всем пострадавшим от российской агрессии». Проще говоря, он предлагает несколько сотен миллиардов отправить Киеву, а часть оставить в западных странах, потратившихся на помощь Украине.
Необходимо отметить, что конкретные шаги в этом направлении Запад уже предпринимает. Так, не далее как 23 ноября Европарламент из-за СВО на Украине принял резолюцию о признании России «государством-спонсором терроризма». И хотя эта резолюция не имеет юридической силы, она свидетельствует о том,что Запад выходит на новый виток противостояния, поднимая ставки до последнего предела. Теперь чисто технически не представляет труда изъять российские активы за рубежом. Причем не только арестованные резервы, но любые активы, включая частные. К тому же отныне европейские суды однозначно должны будут учесть резолюцию Европарламента в своих решениях.
Учитывая же, что США недавно отозвали у российской экономики статус рыночной (надо думать, что и Евросоюз вскоре за ними последует), каждый европейский суд легко придет к выводу, что любой российский актив прямо или косвенно контролируется государством, которое, в свою очередь, является «спонсором террористов». А значит, актив подлежит изъятию и использованию для преодоления последствий «спонсированного террора». В общем, с активами и имуществом России и россиян за рубежом, которые и так находились под постоянной угрозой конфискации, может начаться настоящая вакханалия, ибо инициаторами изъятия актива теперь смогут выступать не только государства, но и частные лица, главное доказать, что ты пострадал от «спонсированного Россией террора».
Хотя справедливости ради стоит признать, что как в Евросоюзе, так и в США с конфискацией российских активов не все так просто. Возьмем, например, Соединенные Штаты. Не далее как минувшим летом в администрации президента Байдена признали, что такой шаг будет «незаконным». Если речь идет о частных активах, то да, в США существует процедура изъятия – однако она крайне сложна, поскольку необходимо доказать суду, что активы были получены в результате преступных доходов или путем отмывания денег. Только тогда правительство получает контроль над активами и может от них избавиться. Но на все это могут уйти годы, особенно если бывший владелец станет оспаривать конфискацию в суде.
Правда, сейчас американские власти разрабатывают специальную процедуру, которая способна облегчить этот процесс. И советник президента Байдена по нацбезопасности Джейк Салливан уже заявил, что русские бизнесмены свои активы не увидят. «Мы не собираемся их возвращать. Мы хотим найти им лучшее применение», – пояснил чиновник. Однако эту процедуру еще нужно принять. Однако, как считают эксперты, этот шаг может напугать инвесторов из других стран, хранящих свои активы в США. Кроме того, она коснется только частных, а не государственных средств. По этой причине Вашингтону «отжать» замороженные активы Центробанка России в размере $300 млрд будет гораздо сложнее – если не невозможно.
Хотя американские юристы нашли несколько вариантов, при которых российские валютные резервы могли бы быть конфискованы. К примеру, если бы Россия напала на США – тогда американцы имели бы право забрать российскую госсобственность себе. Или если Джо Байден отказался бы признавать Владимира Путина легитимным президентом России – в этом случае Вашингтон получает возможность передать российскую собственность в пользование другого лица (как передал в свое время венесуэльские деньги окружению Хуана Гуайдо, которого США признавала истинным главой Венесуэлы). Наконец, конфискация российских средств может произойти по договоренности с Россией – если вдруг Москва почему-то решит, что ее валютные резервы должны пойти в карман президента Зеленского и его окружения.
Других вариантов нет, поскольку действующий в США закон от 1976 года обеспечивает полную и неограниченную (в том числе от судебных исков) защиту активов иностранных Центробанков, которые хранятся на территории Америки. Именно по этой причине глава американского Минфина Джанет Йеллен вынуждена была признать, что законных оснований для конфискации российских валютных резервов у США нет. А значит, три сотни миллиардов российских валютных резервов продолжат морозиться на американских счетах – до лучших времен.
Однако доверять Америке полностью не следует (пример с деньгами Венесуэлы – наглядное тому доказательство). Да, там чтут законы, но кто мешает Вашингтону их изменить. Особенно, когда на кону стоит будущее США, которые вступили в смертельную схватку с Россией. Причем в этой схватке Вашингтон использует Украину лишь в качестве инструмента и своего рода тарана.
Здесь, пожалуй, следует сказать, что недоверие к Америке нарастает во всем мире. И одними из первых это поняли в Пекине: китайцы в этом году начали спешно выводить деньги из американских гособлигаций (трежерис), сократив вложения в госдолг США до минимума с 2010 года. После заморозки валютных резервов России в Пекине опасаются блокировки китайских денег в случае обострения отношений с Вашингтоном.
Кроме того, Китай, помня о том, что в свое время Вашингтон попросту «кинул» Германию и Нидерланды с возвратом их золота, начал требовать от США вернуть им 600 тонн драгоценных слитков, хранящихся в американской Федеральной резервной системе (ФРС). Китай даже пригрозил Вашингтону распродать долговые бумаги, если американцы не вернут золото. Если же учесть, что на руках у КНР этих долговых бумаг почти на триллион долларов (на лето этого года – $980,8 млрд), то все это может обернуться катастрофическими последствиями для США.