Москва
21 ноября 2025 / 05:22
Москва
21 ноября 2025 / 05:22
Котировки
USD
21/11
80.7321
0.0000
EUR
21/11
92.6047
0.0000
Политика
Война из-за Тайваня пока откладывается
Жители острова проголосовали против конфронтации с Китаем
30 ноября 2022 / 13:29
Война из-за Тайваня пока откладывается

 Сергей Саенко, международный обозреватель

Прошедшие 26 ноября на Тайване выборы в местные органы власти кардинально изменили политическую конфигурацию на острове. Эти выборы были первым общенациональным голосованием в 23-миллионном Тайване, проходившим на фоне превращения его в один из главных (вместе с конфликтом на Украине) дестабилизирующих факторов в современном мире.

Сразу отметим, что итоги местных выборов на Тайване засвидетельствовали сокрушительное поражение правящей Демократической прогрессивной партии (ДПП), делающей ставку на сотрудничество с США. Как результат – власть на местах перешла к оппозиционной партии Гоминьдан, придерживающейся политики сближения с материковым Китаем. Так, ДПП завоевала лишь пять из 21 мандата глав городов и муниципалитетов, в то время как Гоминьдан получил 13 мандатов. Весьма символично, что кандидаты этой партии заняли кресла мэров в четырех из шести крупнейших городов острова, в том числе в столице Тайбэе.

При таком результате выборов президент Тайваня Цай Инвэнь немедленно покинула пост главы правящей партии, взяв на себя ответственность за проигрыш ДПП на выборах, но при этом осталась президентом до выборов  2024 года. Без преувеличения можно сказать, что главным проигравшим от только что прошедших выборов на Тайване стали Соединенные Штаты, а главным выигравшим – материковый Китай, получивший шанс на продолжение политики мирного объединения с «островом раздора».

Правда, не следует считать, что после местных выборов и победы на них партии Гоминьдан, напряженность вокруг Тайваня в одночасье исчезла. Подтверждением этому может служить тот факт, что уже на следующий день после выборов, 27 ноября, оборонное ведомство острова заявило о зафиксированном за последние сутки приближении к нему четырех кораблей ВМС и восьми самолетов Народно-освободительной армии Китая (НОАК). В ответ Тайбэй поднял в воздух по тревоге свои истребители, распространил сигналы предупреждения и развернул зенитные ракетные комплексы.

Не следует также считать, что и Вашингтон оставит в покое Тайвань. Ведь не секрет, что этот остров нужен ему для сохранения напряженных отношений с Китаем, подобно как Украина – для сдерживания и ослабления России. Подтверждением этому могут служить и заявления американских официальных лиц. К примеру, буквально перед выборами на острове тайваньская тема стала предметом переговоров министров обороны США и Китая Ллойда Остина и Вэй Фэнхэ в ходе их личной встречи в Пномпене, где на минувшей неделе  проходило совещание министров обороны стран-членов АСЕАН с диалоговыми партнерами.

А по возвращении домой Остин, отвечая на вопрос, как поведут себя союзники США в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР) в случае попытки Китая насильно присоединить Тайвань, заявил, что союзники будут действовать «не только исходя из верности Соединенным Штатам, но и из-за желания поддержать международный порядок, основанный на правилах». Какими могут быть эти действия, он уточнять не стал. Но зная манеру поведения Вашингтона на мировой арене, не так трудно предположить, что США готовы силовым способом отстаивать «независимость» Тайбэя – лишь бы тот не воссоединился с материковым Китаем.

Напомним, ДПП во главе с Цай Инвэнь пришла к власти  на Тайване в 2016 году и сразу  взяла курс на сворачивание связей с КНР.  Интересно отметить, что начало правления ДПП совпало с приходом к власти в США президента Дональда Трампа, который стал проводить политику поддержки тех игроков, которые способны подключиться к сдерживанию Китая. На эту роль Тайвань подходил идеально. Именно Тайбэй стал для Вашингтона ценным активом, на чем и пыталась все последние годы сыграть администрация острова, получая от США растущую политическую поддержку и внушительную военную помощь.

Кульминацией «медового месяца» в отношениях США и Тайваня, который растянулся на несколько лет вплоть до нынешнего правления президента Джо Байдена, стал состоявшийся в августе этого года визит на остров тогдашнего спикера Палаты представителей конгресса Нэнси Пелоси. Для нее это была самая громкая политическая акция, равно как и для главы тайваньской администрации Цай Инвэнь. Тогда китайская сторона, вопреки ожиданиям многих политиков и экспертов, так и не рискнула пойти на решительные действия. Но при этом Пекин не преминул поиграть мускулами НОАК вблизи Тайваня.

Необходимо отметить, что победа партии Гоминьдан на местных выборах может стать прелюдией к ее возвращению к власти на острове уже в начале 2024 года. А если это случиться, можно ожидать, если не кардинального, то хотя бы заметного изменения отношений Тайбэя с материковым Китаем, которые сейчас находятся в своей нижней точке за последнее десятилетие. Ведь известно, что треть внешней торговли Тайваня приходится именно на КНР, и терять этот потенциальный ресурс Гоминьдан, в случае приходи к власти, вряд ли захочет. Тем более, что положительный опыт сотрудничества Тайбэя с Пекином есть. Так, после прихода к власти на острове в 2008 году партии Гоминьдан во главе с Ма Инцзю, Тайвань и Китай подписали ряд крупных соглашений в сфере туризма и бизнеса.

Однако уже в 2016 году, после возвращения власти  ДПП, в отношениях Китайской Республикой и КНР вновь начался откат. Поэтому совсем не удивительно, что сразу после смены власти в Тайбэе председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что Китай не приемлет «никаких действий по достижению так называемой независимости Тайваня».  

Между тем, не пойдя на силовую акцию в августе во время визита Пелоси, Китай продолжает давление на остров, проводя у его берегов регулярные маневры. Кроме того, назвав решение тайваньской проблемы главным приоритетом, в своем выступлении на состоявшемся в октябре ХХ съезде КПК китайский лидер Си Цзиньпин дал понять, что нельзя исключать и военных действий. В связи с этим в регионе заговорили о том, что конфликт КНР и США вокруг Тайваня грозит спровоцировать большую войну на Тихом океане. Однако начавшиеся перемены в политике Тайваня после победы партии Гоминьдан  на выборах в местные органы власти дают материковому Китаю шанс на продолжение прежней политики мирного объединения с островом, не требующего силового сценария.

Однако, как полагают эксперты, ожидать скорого объединения Тайваня с Китаем не следует, поскольку примерно 80% населения острова не поддерживают идею быстрого воссоединения, даже по образцу Гонконга. В первую очередь здесь сказывается тот факт, что Тайвань привык уже в течение многих лет существовать в разрыве с материковым Китаем. Не будем забывать и о том, что на мировоззрении рядовых тайваньцев сказываются результаты мощной идеологической обработки, которая велась все годы  нахождения у власти ДПП, ориентирующейся на Запад. Исходя из этого, с определенной долей уверенности можно сказать, что войны между Китаем и США из-за Тайваня в обозримом будущем не будет, но и быстрого объединения по формуле «одна страна – две системы» тоже особо не просматривается.