Президент Турции Реджеп Эрдоган 15 декабря заявил о готовности проведения совместно с Владимиром Путиным переговоров с Башаром Асадом по нормализации отношений между Анкарой и Дамаском. При этом он выразил надежду на объединение с Сирией усилий в борьбе с «курдскими террористами» в лице «Отрядов народной самообороны», составляющих основу проамериканских вооруженных формирований «Сирийских демократических сил» (СДС).
В свою очередь, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу пояснил, что в дополнение к непрекращающимся контактам спецслужб обеих стран, встрече на высшем уровне предлагается сначала провести раздельные переговоры между министрами обороны и главами внешнеполитических ведомств Турции, Сирии и России. При этом Чавушоглу высказал уверенность в положительном результате комплексных встреч и, в конечном итоге, начале восстановления всесторонних государственных отношений.
Турецкие информационные агентства высказывают предположения о том, что принятию турецким руководством данного решения способствовал состоявшийся в начале этой недели телефонный разговор Реджепа Эрдогана с президентом России Владимиром Путиным, результатом которого стало урегулирование ряда разногласий. В частности, турецкий лидер, похоже, решил отложить проведение наземной операции по вытеснению курдских формирований СДС за 30-км линию от государственной границы.
Известие о готовности Турции восстановить отношения с Дамаском взбудоражило Вашингтон. Правда, никто из действующей американской администрации не стал делать каких-либо заявлений. Но постарался бывший специальный представитель предыдущего президента США, ярый русофоб и антисемит Джеймс Джеффри, сначала опубликовавший статью в газете «Форин Эфеарз», а затем дал интервью турецкому изданию NTV.
Американец назвал намерение Эрдогана «авантюрой», которая «не даст Турции ничего». В качестве примера Джеффри привел визиты в Дамаск нескольких арабских лидеров и последовавшие после этого шаги по восстановлению дипломатических отношений с рядом государств Ближнего Востока. Он посоветовал турецкому лидеру объединить лояльные Анкаре вооруженные формирования «Сирийской национальной армии» (СНА) с курдскими СДС и «выступить объединенным фронтом против режима Башара Асада».
По поводу прерванной 19 ноября военной операции «Щит – коготь» турецкой армии и ее союзницы в лице СНА американец заявил о твердом намерении продолжить оказание военной и материальной помощи курским формированиям, а в случае возобновления военных действий обещал «кардинальное изменение отношения США к Турции».
Реджеп Эрдоган довольно резко отреагировал на высказывания отставного американского политика, заявив, что руководство Турции «в своих решениях и деятельности руководствуется прежде всего в интересах государства, и не собирается продолжать конфронтационную политику, навязываемую извне».
Проявлением урегулированности некоторых разногласий между Россией и Турцией явилось возобновление по просьбе Эрдогана совместного патрулирования в провинйии Аль-Хасака. После месячного перерыва 15 декабря объединенный военный конвой в составе восьми российских и турецких бронемашин в сопровождении двух вертолетов ВКС РФ совершил патрулирование районов, контролируемых курдскими формированиями на северо-востоке Сирии.
По свидетельству руководителя лондонской «Обсерватории по правам человека в Сирии» Рами Абдеррахмана, несколько дней назад в районы городов Айн аль-Араб (Коббани) и Мамбидж введены дополнительные подразделения российских и сирийских правительственных войск. Одновременно на север и восток провинции Алеппо переброшены крупные силы сирийской армии, включая бронетехнику, реактивную и полевую артиллерию. Все войска усиления размещены на подконтрольной курдским СДС территории.
В свою очередь, американцы также усилили личным составом и техникой свои гарнизоны к востоку от реки Евфрат.
Следует отметить, что Анкара заинтересована в большей степени в восстановлении отношений с Дамаском. При этом не следует надеяться на скорое решение данной проблемы, так как между сторонами сохраняется ряд глубоких противоречий. В то же время у обеих стран есть достаточно много общих направлений сотрудничества, которые могут способствовать решению сложных проблем.
По мнению арабских аналитиков, Реджеп Тайип Эрдоган реализацией провозглашенного «нового политического курса» стремится укрепить влияние Турции в арабском мире, несмотря на критическое отношение со стороны США. В этой связи следует ожидать дальнейшего осложнения отношений между Вашингтоном и Анкарой. Учитывая решительный характер и восточный менталитет Эрдогана, американцам не выгодно идти на открытую конфронтацию с ним. Поэтому можно предполагать, что янки активизируют деятельность, направленную на дестабилизацию внутриполитической обстановки в Турции и дискредитацию турецкого руководства с целью не допустить победы Эрдогана на предстоящих в июне 2023 года выборах.