Владимир Блинков, экономический обозреватель
В тылу Незалежной в тиши кабинетов также идут не менее острые, почти боевые действия - разгорается конфликт между чиновниками Офиса президента (ОП) и украинскими мэрами из-за контроля за распределением западной помощи.
Одним из событий в этой борьбе стало решение Яворовского районного суда Львовской области от 8 декабря об отстранении мэра Чернигова Владислава Атрошенко от должности сроком на один год за то, что он использовал служебный автомобиль, чтобы отправить супругу за границу. Надо казать, что к этому времени жена мэра Чернигова уже несколько месяцев разъезжала по Европе на служебном авто на бензине, купленном за государственный счет, и с водителем, которому по указанию мэра выписали командировку.
По украинским меркам это совсем небольшой проступок. Так в чем же причина столь пристального внимания судебной системы Незалежной к данному нарушению? Дело в том, что еще в начале лета Еврокомиссия выделила Украине 9 млрд евро на восстановление разрушенных войной украинских городов. Структуры ЕС назначили оператором финансовых потоков Польшу. В свою очередь, польские власти перечисляют деньги через Ассоциацию городов Украины, которую возглавляет киевский мэр Виталий Кличко, а в состав ее руководства входят мэр Чернигова Владислав Атрошенко, мэр Днепропетровска Борис Филатов и другие градоначальники.
Но чиновники ОП еще в феврале создали для тех же целей свою организацию - Конгресс местных и региональных властей. И, с точки зрения руководителя ОП Андрея Ермака, получилось несправедливо: вся ответственность за реализацию программы восстановления городов ложится на президента Зеленского и ОП, а деньги «гребут» Кличко, Атрошенко и прочие. Причем на простую человеческую просьбу «поделиться» Кличко и прочие мэры ответили в стиле «Бог подаст».
Вот из-за этого-то и возникли проблемы у мэра Чернигова. И не только у него. В конце ноября вспыхнул затухший было конфликт между ОП и киевским мэром Виталием Кличко. После ракетных ударов российских ВКС по энергетической инфраструктуре Владимир Зеленский пообещал оборудовать по всей стране «пункты несокрушимости» - помещения, где можно согреться, подзарядить телефон и, может быть, даже выпить горячего чаю.
В ОП назначили ответственным за контроль по их организации заместителя главы ОП Кирилла Тимошенко. 24 ноября Тимошенко отрапортовал, что по всей Украине работают более 4362 «пунктов несокрушимости». Но все испортили «проклятые» журналисты, которые проехались по адресам и обнаружили, что даже в Киеве «пункты несокрушимости» или не имеют генератора, или вообще закрыты.
Осознав, что «сели в лужу», в Офисе президента решили «перевести стрелки» на мэров. Народный депутат от «Слуги народа» Давид Арахамия заявил, что лично проинспектировал «пункты несокрушимости» и обвинил во всем киевские власти.
Однако уже через пару часов мэр Киева дал суровую отповедь зарвавшимся чинушам из ОП. И украинским гражданам открылась «страшная правда». Оказалось, в ОП решили, что контролировать и рапортовать будут они, а всю работу по оборудованию «пунктов несокрушимости» делать мэры по схеме «Пиар наш — проблемы ваши!». Причем многих мэров об этом даже не предупредили и денег на оборудование пунктов также не выделили.
Но, оказалось, что и это только часть правды. Как сообщила одесситка Екатерина: «Из нашей школы делают этот пункт обогрева. Собирают со всех детей деньги, просят принести удлинители, чайники, продукты. Получается, что мэрия сама выделила себе деньги на эти убежища, положила их к себе в карман, а собирать вещи будут опять с народа. Я не против помогать, но, когда мэрия откровенно ворует и при этом ещё и отчитывается (мол, сделала пункт) - это уже слишком».
По мнению украинских журналистов, пункты несокрушимости стали только поводом для возобновления войны ОП с Кличко, которая завязана на контроле за финансовыми потоками. На выборах мэра Киева ОП поддерживал Кличко. Но, Кличко и Ко (как их называют в Незалежной «клички»), дорвавшись до власти, попросту «кинули» ОП, вытеснив его людей из всех «хлебных» комиссий Киевской рады. Офис попытался было делегировать своего человека на пост первого зама Кличко, но Алексея Кулебу также «отодвинули» от финансовых потоков и принятия серьезных решений.
В отместку глава ОП Андрей Ермак устроил Кличко со товарищи непрерывный поток обысков со стороны СБУ и прокуратуры Киева. В августе Кличко жаловался, что замглавы ОП Кирилл Тимошенко угрожал даже проверить мэра Киева на наличие гражданства ФРГ, а потом сообщить об этом «по секрету всему свету». А теперь ОП «наехал» на Кличко из-за «пунктов несокрушимости».
Назревают похожие проблемы и в Одессе, где Государственное бюро расследований начало следственные действия в отношении «смотрящих» за городом от ОП Бориса Кауфмана и Александра Боруховича (Грановского).
Офису президента не удалось договориться и с днепропетровскими элитами. Ссора Зеленского и Офиса с частью еврейской общины Днепра превратилась в «тлеющий конфликт». Еще 22 июля украинские пограничники на пункте пропуска «Смильница — Кросценко» во Львовской области не пустили на территорию Украины главу штаба территориальной обороны Днепра Геннадия Корбана. Да не просто не пустили, а отобрали у Корбана паспорт гражданина Украины, а взамен вручили акт о том, что президент Зеленский лишил его гражданства.
«Наезд» на Корбана вызвал серьезное возмущение среди украинской элиты. Мэр Днепра Борис Филатов в интервью американскому Politico даже разразился гневными репликами в адрес центральной власти с использованием слов «создание самодержавия» и «узурпирование власти». «Харьковская правозащитная группа» и другие иностранные агенты влияния написали Зеленскому петицию, подписанную внушительным списком украинских политиков во главе с В. Кличко. Но президент Украины остался непреклонен.
В общем, в конфликте Офиса президента с украинскими мэрами все достаточно банально. В его основе - контроль за распределением западной помощи «по справедливости». Дело в том, что в условиях практической остановки украинской экономики «ручеек реальных денег» притекает только с Запада и к нему сформировалась очередь. А т.к. на всех денег не хватает, то по мере сокращения «кормовой базы» драка за немногие оставшиеся финансовые потоки будет только ужесточаться.
В итоге, процесс казнокрадства совершенно раскоординировался. Но, как считает большинство украинских журналистов, скоро все вернется на круги своя, потому как война войной, а «бизнесом» заниматься надо - «бабки» из государственного кармана в частный сами не перекачаются.