Москва
20 ноября 2025 / 21:02
Москва
20 ноября 2025 / 21:02
Котировки
USD
20/11
80.9448
0.0000
EUR
20/11
93.7804
0.0000
Безопасность
Надежды и боль предновогоднего Донецка
Дончане верят, что в новом году в их город придет мир
27 декабря 2022 / 20:44
Надежды и боль предновогоднего Донецка

Марина Харькова, журналист, Донецк

Предновогодний Донецк, где, несмотря на эвакуацию жителей и ежедневные варварские обстрелы украинских боевиков, все еще живут около полумиллиона людей, не выглядит праздничным. Конечно, улицы украшены гирляндами, а в небольших уцелевших магазинчиках на окнах светятся снежинки и блестящие дождики, новогодние игрушки или сани с оленями и Дед Морозом. Но большинство магазинов в Донецке закрываются в четыре-пять часов вечера. Редкие прохожие бегут по делам, машины на большой скорости проносятся по дорогам: обстрел может начаться в любой момент, а горизонт и днем, и ночью грохочет канонадой. Центр города, всегда ухоженный, красивый и яркий, теперь выглядит измученным и тяжелораненым. В фасадах домов зияют обугленные выбоины из-за прилетающих снарядов, витрины магазинов забиты фанерой – стекла выбиты взрывной волной, стены разбиты, на многоэтажках видны следы недавних пожаров, балконы обрушены, а во дворах стоят остовы сгоревших машин.

Обстрелы Донецка в декабре со стороны ВСУ стали гораздо интенсивнее. Город накрывают ракетами «Град» и «Ураган» и снарядами всех калибров несколько раз в день. Прилетает везде – нет ни одного безопасного места или района. Чтобы увеличить количество потерь среди мирного населения враг целится по местам массового скопления – торговым центрам и рынкам, административным зданиям, а в последние дни уничтожаются больницы. Сначала под удары попала самая большая больница в городе – имени Калинина, где были разрушены корпуса и погиб пациент, теперь обстреливается Донецкий травматологический центр, который буквально забит ранеными. Украинские террористы не останавливаются и намерены стереть город.

С началом поставок вооружения Украине странами НАТО военный террор приобрёл запредельные масштабы. В штабе донецкой теробороны сообщили, что фиксируется четырёхкратное увеличение жертв среди мирных граждан и трёхкратное увеличение разрушений гражданских объектов: жилищ, социальной, производственной и критической инфраструктуры. При этом против мирного населения ВСУ используют натовские артиллерийские системы 155 калибра и реактивные системы залпового огня.

Впервые за все годы войны в этом году в Донецке не будет установлена новогодняя ёлка на главной площади и 2023 год дончане будут встречать без неё. Властями было принято решение сконцентрироваться на безопасности жителей, потому что если будет елка, то люди с детьми будут собираться, а противник в любой момент может их обстрелять. Зато ёлка установлена в Мариуполе – столице Приазовья, который после освобождения от украинской оккупации стал глубоким тылом ДНР. Главная новогодняя ёлка высотой 20 метров передана Мариуполю из Санкт-Петербурга. Северная Пальмира не просто взяла шефство над Мариуполем и активно восстанавливает его из руин, но и оба города теперь имеют статус побратимства. Если в Донецке из-за тяжелой обстановки отменены все утренники и новогодние мероприятия для детей, то в Приазовье они проходят без проблем: череду спектаклей и утренников для детей организовал коллектив Мариупольского драмтеатра. Но, конечно, и в донецких семьях, трудовых коллективах и в военных частях детям тоже приготовят и раздадут подарки и сладости. Сейчас в город приезжает много гуманитарной помощи из всех регионов России и во всех конвоях – подарки детям ДНР к Новому году.

 Между тем, накаленность обстановки в Донецке видна невооруженным глазом. На окраинах – много военной техники, по дорогам везут МСТА-Б, ездят танки. Некоторые машины расписаны с военным юмором – «Кунак», «Синоптики», «Кубанец». В самых неожиданных местах прячутся мощные установки «Гиацинт». Донецкие бойцы практически не покидают позиций и воюют без ротаций. Знакомый артиллерист уже месяц не может уйти на лечение контузии, потому что на передовой сейчас горячо и заменить его некем. О том, что происходит в другой горячей точке возле Донецка – Марьинке, рассказал разведчик с позывным Волк: «Бандеровские засады – это никакое не преувеличение, а реальность. Мы прибыли на марьинское направление и ребята, которые там уже воюют давно, предложили показать кое-что интересное. На краю поля возле посадки лежала автомобильная шина. Шина, и шина – совершенно обычная. Товарищ предложил мне подойти к ней и посмотреть. «Чего там смотреть? Она заминирована или что?», - не понял я. «Иди, глянь. Теперь там безопасно», заставляет друг. Подхожу, оттягиваю в сторону шину и вижу глубокий лаз в земле. «А вон там, чуть дальше, видишь пенёк? Этот «пенёк» на самом деле маскировал вентиляционное отверстие. Вот такое понарыли современные бандеровцы. Стреляли нам в спину, а потом попались во время вылазки». Настоящий бандеровский схрон, вырытый по всем правилам. Его выжгли, конечно, но с таким я еще не сталкивался. Еще один момент. Враг очень хорошо оснащен технически. Это видно по ситуации с беспилотниками: они оснащены всеми видами защиты, и их тяжело посадить принудительно, перехватив управление. Летают и парами, и поодиночке. Срисовывают наши новые позиции и туда сразу бьет артиллерия в три-четыре захода. С поставками боеприпасов они проблем не испытывают, не экономят, как это наблюдалось раньше».

На марьинском и угледарском участках фронта продолжаются тяжелые бои за контроль над трассой Запорожье - Донецк, чтобы прервать снабжение группировки ВСУ, но пока значимых изменений не произошло. Также продолжается наступательная операция российских войск на артемовском направлении. Под Артемовском (переименован Украиной в Бахмут) ситуация для украинских вояк плачевна, несмотря на перебрасываемые подкрепления.

Командир неонацистского батальона «Свобода» Петр Кузик, чей отряд цепляется за Бахмут, сообщил западным СМИ, что поля и леса вокруг усеяны трупами украинских солдат: «Русские почувствовали слабость в нашей обороне. Некоторые наши подразделения не выдержали артиллерийского натиска и отступили. Наши потери колоссальны. Мы даже не считаем тела. Вот тут, например, восемь убитых: шесть в блиндаже лежат, а двое вот здесь. Девать некуда, пусть тут лежат, пока холодно». Трупы украинских вояк их сослуживцы не эвакуируют, просто бросают на позиции и лишают их христианского захоронения. Это подтверждают и мирные жители Артемовска: «За водой на п. Трубный люди идут и видят, что много убитых военных ВСУ вокруг ставка лежит». Западные СМИ отмечают, что ВСУ несут большие потери в Артемовске из-за натовской тактики СOIN (от английского термина Counterinsurgency - контрпартизанская война). Попавшие в плен вояки 71, 58 и 53-й бригад ВСУ сообщили, что курс подготовки в Великобритании и на территории Украины при поддержке инструкторов из США, Канады и Австралии не был рассчитан на интенсивные бои. Программа рассчитана для борьбы с «негосударственными силами» и повстанцами и не предполагает у противника наличия артиллерии и тяжёлого вооружения, которыми как раз располагают в большом количестве ВС РФ. Кроме того, для штурмовых подразделений ВСУ ускоренный курс составлял 20 дней, а обычную пехоту обучили за две недели. По рассказам пленных, обучение ВСУ строилось на основе действий небольшими мобильными группами, маневрирующих на лёгкой технике (так называемая война пикапов). Среди других пунктов подготовки были отработки штурмов зданий и фильтрация мирного населения. Таким образом западные инструкторы из украинцев готовили диверсантов и карателей, а теперь они стали «пушечным мясом» на позициях.

В самом Артемовске ВСУ переносят свои огневые точки и позиции ближе к трассе на Краматорск, чтобы облегчить вывоз раненых и подвоз снарядов. Также ВСУ взорвали железнодорожный мост к северу от города, пытаясь замедлить наступление российских войск. Ситуация на этом участке фронта для ВСУ плачевная, но пока к ним продолжается переброска резервов, продолжается и сопротивление врага. По последним данным, наши войска ведут поэтапное продвижение на окраинах города и выдавливают оттуда украинских боевиков.

На авдеевском направлении возле Донецка – без перемен, поэтому обстановка в городе остается тяжелой. ВСУ начали бить по котельным и электроподстанциям, из-за чего некоторые районы остаются без света по двое суток. С отоплением ситуация стабильно напряженная. К проблемам с водой в системах добавились прорывы труб. Поэтому тепло в домах жителей Донецка – нечастый гость. Утром батареи могут быть теплыми, вечером холодными, и наоборот. В некоторых домах люди приспособились нагревать кирпичи на газовой плите и потом греться у них. Кто-то решает проблему с помощью электронагревателей, если есть свет. Одно из самых популярных изделий у мирных дончан и у бойцов в окопах - это небольшие плиты с компактными газовыми баллончиками. Потребляют мало, что-то разогреть и несложное приготовить на них – быстро. Воды в городе практически нет: она подается раз в три дня по графику. Люди вынуждены постоянно искать воду, привозить её, набирать у каких-нибудь знакомых, кто успел пробурить скважину на частном участке, или брать в пунктах по раздаче воды, оборудованных в школах. Питьевую воду все покупают в киосках по 4 рубля за литр. Потом ёмкости несут наверх, таких рейдов за день надо делать несколько, потому что вода расходуется быстро. Если в доме есть лифт, и он работает, то задача несколько упрощается. Но в городе много застройки без лифтовых хозяйств и в основном люди носят всё на себе.

Никто не готовится к новогодним корпоративам – многие кафе закрылись. Это не вызывает ни грусти, ни досады – это стало неважным на фоне происходящего. Ценность и важность обретают другие, совсем простые вещи: когда все дома и живы, когда тепло и светло, когда над головами не свистят снаряды. А главный принцип – не оставаться в одиночестве, иметь рядом хороших соседей или друзей. В случае прямого попадания соседи помогут вытащить из завала, вызвать или оказать помощь. А друзья забьют тревогу и поедут спасать. Такие принципы мини-общины помогают в условиях войны и выживания в тяжёлых условиях. Праздновать Новый год большинство дончан будут дома, на окнах уже зажигаются мерцающие гирлянды, взрослые выбирают деревца на ёлочных базарах, а хозяйки планируют, как накрыть столы.

С продуктами питания и их ассортиментом проблем нет: выбор и местной продукции, и привезённой из разных российских регионов и из Беларуси достаточно большой. Но ценники на них выше, чем в соседней Ростовской области. Жителей республики продолжают волновать вопросы низких заработных плат и пенсий и высокой стоимости услуг, продуктов питания и лекарств.

Накопилась физическая, психическая, эмоциональная усталость, из-за чего ощущение праздника в Донецке так и не появилось. Но, как бы ни было тяжело, Донецк не сдаётся и верит, что новый год подарит городу и его измученным долгой войной людям победу, надежду и возрождение.