Москва
20 ноября 2025 / 12:19
Москва
20 ноября 2025 / 12:19
Котировки
USD
20/11
80.9448
0.0000
EUR
20/11
93.7804
0.0000
Политика
Япония вспомнила о своем суверенитете
Токио стремится расширить свои полномочия в военном союзе с США
17 января 2023 / 17:56
Япония вспомнила о своем суверенитете

Андрей Ильяшенко, международный обозреватель

Премьер-министр Японии Фумио Кисида на прошлой неделе провел крупнейшую международную презентацию новой оборонной политики Японии. Как лидер страны-хозяйки саммита «семерки», он посетил столицы ведущих европейских государств, закончив турне серией публичных встреч и мероприятий в Вашингтоне. Нынешние японские новации в военной сфере по своему значению сопоставимы с заключением в 1951 году японо-американского договора безопасности, по которому Токио после войны делегировал США право заботится о безопасности Японии в обмен на частичный отказ от суверенитета во внешней и оборонной политике. Теперь похоже японцы намерены немного поправить ситуацию в этой сфере. 

Поворот в военной политике Японии действительно выглядит значимым. Япония предпринимает крупнейшее со времен Второй мировой войны увеличение своих военных возможностей, на что намерена потратить в течении пяти лет 43 трлн иен (326 млрд долларов), начиная с 2023 финансового года.

Деньги эти пойдут, в частности, на вооружения, обладающими «возможностями контрудара», что позволит ей наносить удары по вражеской территории в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Речь идет о доработке управляемой ракеты класса "земля-корабль" Тип-12, а также приобретении в США сотен крылатых ракет «Томагавк», дальность которых составляет около 1600 км. Ну разумеется, и другой американской военной техники и вооружений.

Это радикальный шаг, поскольку Япония, как бы соблюдая пацифистские положения своей послевоенной конституции, ограничивалась задачами обороны на собственной территории, а японские Силы самообороны можно было рассматривать скорее как прикрытие многочисленных американских военных баз в Японии, которые контролировали ситуацию в Азиатско-тихоокеанском регионе в целом.    

Подробности ремилитаризации Японии расписаны в принятых кабинетом Кисида 16 декабря новой редакции Стратегии национальной безопасности (СНБ), где сформулированы руководящие принципы внешней политики и политики безопасности на следующее десятилетие, а также двух более конкретных документах - Стратегии национальной обороны и Плане повышения обороноспособности. В них Китай рассматривает как главный вызов безопасности Японии.

С этим багажом японский премьер и отправился в Европу и Америку. И конечно встречам в США, которые являются главным военно-политическим союзником Японии, отводилась ключевая роль.

Лидеры двух государств повторили мантру о японо-американском военном союзе как краеугольном камне безопасности в Азии и зафиксировали готовность США содействовать Японии в развитии ее военно-технического потенциала. Байден разумеется приветствовал решения Японии в сфере обороны, назвав их историческими, и подчеркнул, что Соединенные Штаты «полностью, полностью, полностью» привержены двустороннему союзу безопасности.

Риторический повтор, примененный американским президентом, не случаен. Японцев-таки терзают смутные сомнения.

В-первых, еще во временя Барака Обамы японцы буквально клещами вытянули из США подтверждение, что архипелаг Сэнкаку, на который активно претендует Китай, входит в зону действия японо-американского договора безопасности. Это вроде бы должно было охладить горячие головы в Пекине, которые, как полагают в Токио, могли бы пойти на силовое восстановление китайского суверенитета над этими островами. Кстати Байдену пришлось вновь уверить в ходе нынешнего визита Кисиды в Вашингтон, что эта позиция остается в силе. Но станут ли американцы напрямую конфликтовать с ядерным Китаем из-за чужой гряды необитаемых островков за тысячи миль от своего побережья – это большой вопрос.

Во-вторых, в Японии никто не сбрасывает со счетов формулу – «ради Токио США не будут жертвовать Сан Франциско». Имеется в виду, что если КНДР, поднакачавшая свои ракетно-ядерные мускулы, пойдет на конфликт с Японией, то станут ли вмешиваться США, рискуя получить ядерный удар по своему восточному побережью, до которого вроде как уже могут долететь северокорейские ракеты?

В-третьих, никто в Японии не забыл убойные заявления Дональда Трампа о том, что японо-американский договор безопасности не нужен, поскольку если что, японцы будут смотреть по телевизору «Сони», как американцы за них воюют. При всей благости нынешних отношений Кисиды с Байденом, в Токио нет уверенности, что его не сменят политики, идейно близкие Трампу, тем более, что изоляционизм популярен в США, а их отношения с союзниками – будь то Европа, Афганистан или Саудовская Аравия – чужды сантиментам.

В-четвертых, многим в Токио не нравится позиция США по Тайваню. Покойный премьер Синдзо Абэ прямо говорил, что на острове надо разместить американское ядерное оружие ради сдерживания амбиций КНР. Однако, события на Украине ясно показали, что с ядерной державой США в прямую связываться не хотят и не будут, хотя и готовы применить весь арсенал несилового противодействия.

Проблема в том, что в случае возникновения напряженности или конфликта будь то в районе Сэнкаку, Корейского полуострова, Тайваня, или Южно-Китайского моря, где Китай активно расширяет свое военное присутствие, Япония окажется отрезана от главных морских транспортных артерий, связывающих ее с внешним миром. Это повлечет паралич импорта энергоресурсов, сырья и продовольствия, а значит неизбежный крах экономики. Логистическая уязвимость этой островной страны, почти полностью лишенной минеральных ресурсов, огромна.

Кроме того, военные столкновения поблизости от Японии могут привести к использованию ее воздушного и морского пространства. Кроме того, Япония заявила о готовности прийти на помощь США, если они подвергнутся нападению в регионе. Все это чревато втягиванием страны в серьезный конфликт.

Не забывают в Токио и о своих гражданах и экономических интересах на Тайване.

Поэтому Токио готов полностью встроиться в антикитайский курс США и резко повысить свой военный потенциал до уровня, при котором он мог быть интегрирован в систему военного планирования и управления США в Восточной Азии. Новая Стратегия национальной безопасности Японии призывает к «координации операций» между японскими и американскими военными в реагировании на угрозы безопасности Японии. В свою очередь Байден и Кисида заявили, что «согласовали коллективные усилия и возможности сдерживания для противодействия новым и возникающим угрозам, в том числе в кибер- и космической сферах».

Более конкретен был покойный Синдзо Абэ в интервью журналу «Экономист» «В современную эпоху расширенного сдерживания хотелось бы, чтобы Япония и Америка обсудили, когда и как нанести ответный удар ядерным оружием, в том числе в случае применения тактического ядерного оружия. Мы должны разработать систему, позволяющую Японии участвовать в процессе принятия решений. Это сделало бы потенциальный ответ Америки ядерным оружием от имени Японии более реалистичным, что, таким образом, усилило бы нашу сдерживающую способность», - заявил около года назад. В этом суть.

При Кисида Япония приступила к реализации этих задумок, и дальнейшая интеграция с США в военной области должна по идее позволить Японии, качественно и количественно увеличивая свою военную мощь, влиять на США в вопросах безопасности в регионе.

На бумаге все выглядит хорошо, но устроит ли Вашингтон новая роль Япония? Вообще-то «берите суверенитета сколько хотите» - это не по-американски.