Марина Харькова, журналист, Донецк
Еще один город Донецкой области, ранее подконтрольный украинскому оккупационному режиму, теперь станет российским городом. Это Соледар. Бои за него шли с мая, к Рождеству наступил долгожданный перелом: украинская оборона Соледара обрушилась, а 11 января бойцы ЧВК «Вагнер» заняли большую часть города и вывесили флаг на здании горадминистрации как знак победы над противником и контроля над территорией. Еще через два дня Минобороны РФ сообщило, что российские войска полностью взяли под контроль Соледар. Еще несколько дней ушли на подавление отдельных разрозненных очагов сопротивления украинских вояк, зачистку и поиск переодевшихся в гражданскую одежду и скрывающихся украинских боевиков. В эти дни бойцы ЧВК «Вагнер» закрепляются на занятых позициях, а по периметру организуется оборона на случай контрнаступления ВСУ.
Пока обстановка в городе остается непростой из-за артиллерийских обстрелов со стороны ВСУ. В небе периодически летают украинские беспилотники, которые ведут разведку. О происходящем в Соледаре рассказал получивший ранение под городом и приехавший в Донецк боец с позывным Дэн: «Бои были тяжелыми как на подходах, так и внутри Соледара. Еще до штурма подразделения врага начали отход, часть осталась их прикрывать, а потом они тоже пытались спастись, просачиваясь в разных местах группками по 5-10 человек. Самым опытным это удалось, они избегали дорог и открытых пространств. Другие не понимали, что происходит, кто и где находится, плохо ориентировались на местности и выскакивали на нас в лоб, под минометный и пулеметный огонь. Все украинские окруженцы вели себя по-разному, кто-то до последнего пытался отстреливаться, кто-то, в основном из мобилизованных, не сопротивлялся и сдавался. По посадкам везде – много сгоревшей техники, много тел солдат ВСУ - и недавних, и лежащих уже долго. Везде все заминировано – и противопехотными, и противотанковыми, много установленных растяжек и мин-ловушек. Соледар помню еще по довоенным временам, уютный, живописный, с красивыми старинными и современными домами город. Сейчас в нем много разрушений».
Соледар удерживали крупные украинские подразделения 46-й и 77-й десантно-штурмовых бригад, последняя из которых на Украине считается элитной, а ее сержантский и офицерский состав проходил подготовку в Великобритании. Они оказывали наступающей Российской армии самое ожесточённое сопротивление и ждали, что к ним прорвутся резервы. Попыток контрудара было три. В ходе одной из них подкрепления ВСУ выдвигались к Соледару на французских бронетранспортёрах VAB и британских противоминных БТР Wolfhound, но были обнаружены и уничтожены. Противника русские войска давили планомерно, не только в лоб, но и по флангам, постепенно занимая господствующие высоты и пригородные поселки, превращенные ВСУ в опорные пункты.
Украинское командование бросало на прорыв окружения и элитные части, и мобилизованных. Сейчас солдаты ВСУ жалуются на большие потери в интервью иностранным репортёрам. В эфире CNN вышел сюжет, где вояка подтвердил: «Мы вышли из Соледара, а наши офицеры нас кинули». Вопреки очевидному, украинские власти и пропаганда до сих пор отказываются признавать потерю Соледара. Глава так называемой Донецкой военной администрации Павло Кириленко на голубом глазу заявил: «Соледар подконтролен украинской власти, и наши военные контролируют его. Впрочем, ведутся и городские бои, и бои за пределами города, потому что враг пытается продвинуться по нескольким направлениям». Потом появились видео из неизвестных подземелий, откуда украинские вояки вещали о флагах Украины в городе, тысячах «погибших русских хробаков (по-украински хробак – червь)» и прочий бред. Некий украинский вояка Петр «Стоун» Волощенко в эфире национального телеканала доболтался до того, что «ЧВК «Вагнер» в Соледаре заходят на позиции ВСУ, фотографируются и потом погибают». Изворачиваться и оболванивать население, чтобы потом загонять его воевать, – такова цель украинского режима, который равнодушен к жертвам и потерям, какими бы они ни были.
Между тем, в ходе боев попали в плен сотни украинских военных. Об этом рассказал военный эксперт, представитель Луганской народной республики Виталий Киселев: «Следственные органы проводят оперативную работу с захваченными в Соледаре военнопленными Вооруженных сил Украины, чтобы принять решения по поводу дальнейших действий в районах Артемовска (Бахмута) и Северска».
Кроме ведения тяжелых боёв, российские бойцы занимались спасением мирного населения: выводом женщин, детей и стариков из зоны боевых действий. Несколько сотен беженцев из освобожденного Соледара размещены в Шахтерске (ДНР), где им начали оформлять необходимые документы и соцвыплаты. Об этом рассказал глава администрации Шахтерска Александр Шатов. Много беженцев прибыло и в ЛНР. Глава администрации города Первомайск Сергей Колягин сообщил, что в ближайшее время ожидаются еще 500 беженцев из Соледара: «Многие из них приезжают с минно-взрывными и пулевыми ранениями. Раненые направляются в больницы Стаханова для продолжения лечения. Всего в Первомайске развернуто пять пунктов временного размещения, три из них полностью задействованы. Люди получают все необходимое».
Довоенное число жителей Соледара составляло от 10 до 12,5 тысячи. Этим летом большинство жителей эвакуировались, но около трети остались. Несмотря на голод, холод и разрушения, они ждали освобождения, прячась в подвалах и укрытиях. Все последние месяцы украинская власть самоустранялась от решения гуманитарных проблем людей. Получить и снять пенсию или соцпособия не удавалось, не было электричества, газа и воды, почти все аптеки, пекарни и магазины закрылись. Украинские вояки обращались с местным населением безжалостно, как и в других оккупированных ими городах и сёлах Донбасса. Тотальное мародёрство, изъятые автомашины «на нужды украинской армии», разграбленные дома, квартиры, супермаркеты, использование мирных жителей в качестве «живого щита» и стрельба по ним при попытках спастись - обо всем этом сейчас рассказывают местные жители. На обочинах дорог и улицах Соледара скорчились остовы сгоревших машин, улицы засыпаны осколками снарядов и стекол, большинство домов сильно повреждены или разрушены, особенно в центре, где засевшие в обороне украинские боевики поливали огнём всё вокруг. Они ставили возле подъездов танки, сгоняли женщин, детей и стариков в подвалы и блокировали их там. «Соседний подвал украинские солдаты забросали гранатами, не знаю, выжил ли там хоть кто-нибудь», - рассказала Инна Артеменко, жительница Соледара. «Я находилась в укрытии восемь месяцев, в подвале. 11 января ночью русские бойцы вывели нас из одного укрытия и перевели в другое, откуда постепенно вывозили нас. Сначала вывезли старших людей, инвалидов, стариков, детей. Спасибо им большое за то, что они нам сохранили жизнь!», - рассказала Анна.
Теперь Соледар ждет, когда начнется процесс разминирования, оценка масштабов разрушений, прибытие гуманитарных конвоев. В городе будет сформирована новая администрация, большинство сотрудников МЧС, которые остались в Соледаре, перешли на сторону ДНР и продолжат службу. Но пока у украинской армии не отбиты такие города, как Артемовск, Северск и вся краматорско-славянская агломерация, Соледар останется городом, куда опасно возвращаться.
Сам город расположен возле удобной транспортной развязки с железнодорожной веткой (станция Соль) и крупными автотрассами. Именно поэтому так важно было взять Соледар и перерезать ряд логистических цепочек украинских войск на бахмутском направлении, чтобы прервать поставки техники, снарядов и живой силы для украинской группировки в этом районе.
После Соледара для ВСУ усложнится оборона другого города Донецкой области, соседнего с Соледаром, - Северска. Продолжится битва за Артёмовск, уже названная «бахмутской мясорубкой». Обнадёживает, что украинские военные спикеры начали говорить об отходе основных сил к Краматорску, центру украинской военно-гражданской администрации Донецкой области и основному узлу обороны ВСУ. Но говорить об обрушении украинских рубежей в Донецкой области пока преждевременно. Наши войска продолжают продвижение, а украинские боевики отчаянно сопротивляются. Тактически положение украинской группировки ухудшилось, но ВСУ передвинулись на другие эшелонированные линии обороны и вцепились в них, как клещи. Украинские генералы ведут переброску войск, чтобы прикрыть фланги, остановить продвижение наших войск и вернуть утраченные позиции. Например, с Каховского направления на Артемовское уже прибыла 60-я отдельная механизированная бригада ВСУ. Освобождение остальной части Донецкой области еще предстоит, и оно будет трудным.
Тем не менее, победа наших сил в Соледаре – неоспорима, и это важный шаг к другим главным победам России.