Владимир Кирилов, международный обозреватель
Для нынешней ситуации в зоне Специальной военной операции (СВО) лучше всего подходит выражение «затишье перед бурей». Совершенно очевидно, что группировка российских войск готовится к проведению масштабной наступательной операции. На вопрос, когда это произойдет, можно ответить не понравившейся президенту формулировкой министра Мантурова – «в ближайшее время». Министр употребил ее в контексте планов наращивания производства в авиационной промышленности. В нашем же случае эта формулировка является единственно правильной, так как ошибка с сроком начала операции может обойтись очень дорого, да и для противника ее начало должно стать максимально внезапным.
В то же время затягивать с переходом к наступательным действиям нельзя, особенно на фоне возрастающего потока Киевскому режиму современных вооружений и боевой техники. США и их союзники приступают к поставкам ВСУ танков западного производства, бронетранспортеров, средств ПВО, более дальнобойных РСЗО, «умных» снарядов и других видов вооружений.
Российское военно-политическое руководство без сомнения учло ошибки, допущенные в начале проведения СВО, а также будет максимально использовать опыт длящегося почти год вооруженного противостояния. Многочисленные военные эксперты и аналитики пытаются предугадать картину дальнейшего развития событий. По их мнению, группировка российских войск активизируется одновременно на нескольких направлениях. Возможно, их будет три по числу недавно назначенных заместителей нового командующего СВО – начальника Генерального штаба ВС России генерала армии Валерия Герасимова.
Развитие наступления по нескольким оперативным направлениям не даст возможность противнику усиливать оборону за счет переброски войск с других участков фронта. Места ударов также понятны, география и оперативная обстановка ограничивают полет фантазии. Во-первых, это центральный участок фронта, где сейчас наметился тактический успех, с выходом в качестве ближайшей задачи на границы ДНР и ЛНР. Во-вторых, это южное направление с освобождением Николаева и Одессы и выходом на границу с Приднестровьем. И, наконец, северное направление из Белоруссии, о котором говорят и спорят больше всего.
Действительно, разрезающим ударом с севера можно закрыть вопрос поставок западных вооружений в зону боевых действий и организовать своего рода гигантский «котел», по сути лишив ВСУ боезапаса и возможности сопротивления, если, конечно, они не последует примеру бравой украинки, сбившей российский беспилотник банкой маринованных помидоров, о подвиге которой поведал Зеленский в своем новогоднем обращении к гражданам Незалежной.
Главным же при анализе возможного наступления из Белоруссии остается вопрос на какой рубеж по замыслу военно-политического руководства России предполагается выход наступающей группировки – на линию государственной границы Украины либо восточнее, к примеру, по реке Збруч.
Вероятность второго варианта в последнее время подогревается разговорами, утечками и инсайдами о грядущем разделе Украины. Трезвомыслящие политики понимают, что шансов на победу у Украины нет, хотя бы по такой очевидной причине, что Россия, обладая ядерным оружием, в случае угрозы своему существованию, не колеблясь применит его, что неминуемо приведет к мировой катастрофе.
Именно поэтому США идут по пути нанесения России максимального ущерба, но недопущению ее военного поражения. Отсюда мы видим дозированные поставки в основном оборонительного вооружения. На Западе хорошо уяснили, что развалить Россию можно только изнутри. Дважды им это удавалось. Хаос в ядерной свехдержаве несет большие риски для них самих, поэтому всю работу должны сделать продажные национальные элиты под контролем западных кураторов вплоть до их физического присутствия на ядерных объектах (как оно и было в печальные 90-е).
Что касается возможного раздела Украины, то в нем, прежде всего, заинтересована Польша. По возможности о «своих» территориях вспомнят Венгрия и Румыния. В случае невыхода российской армии на государственную границу Украины, на свои «исконные» земли могут зайти поляки. Юридических обоснований для этого Варшава и Киев наработали уже в достатке.
Вооруженный конфликт с натовской страной для России будет нежелателен. Может быть поэтому не случайно США начали массовую переброску танков M1 Abrams и боевых машин M2 Bradley в Польшу и Литву. По имеющимся данным, только в порт Флиссинген (Нидерланды) прибывает более 1200 единиц бронетехники. США перебрасывают в Европу бронетехнику 1-й кавалерийской дивизии из Форт-Худа, штат Техас. Это уже вторая массовая переброска, в декабре в Польшу прибыло около 700 боевых машин, включая танки. В Румынию была переброшена 101-я воздушно-десантная дивизия армии США «Кричащие орлы».
Наращивание натовской группировки идет под предлогом «российской военной угрозы». Но опять-таки, здравомыслящие политики понимают, что Россия не планирует осуществить агрессию против любой из натовских стран. Это просто невозможно, исходя из имеющихся в распоряжении Москвы сил и средств. А вот в качестве аргумента при разделе Украины усиленная натовская группировка может быть использована в качестве резерва для польского присутствия в ее западной части.
Во-первых, этим шагом Запад примет участие в переформатировании Незалежной и косвенно легитимирует аналогичное право России. Во-вторых, отходящая к Западу часть никогда не входила и не войдет в сферу русского мира. В-третьих, на этой территории может быть создано демилитаризованное буферное государство, не представляющее угрозы для безопасности России. И, наконец, надо же где-то организовать «отстойник» для непримиримых бандеровцев, арестовичей, участников «95-го квартала» и прочих персонажей, которые не увидят свое место на освобожденных территориях. Просто надо будет позаботиться, чтобы единственным оружием этого образования остались бы банки с маринованными помидорами и огурцами.