Владимир Блинков, экономический обозреватель
Сразу после начала специальной военной операции на Украине страны Евросоюза, следуя наказам из Вашингтона, дружно кинулись вводить санкции против России. Сейчас их количество уже превысило одиннадцать тысяч и готовятся новые. В итоге, в Европе наступил жесточайший энергетический кризис из-за отказа от российских углеводородов. Дело не в нехватке нефти или газа. Проблема связаны с беспрецедентным ростом тарифов и скачком инфляции.
Российский газ в ЕС заместили, в основном, американским СПГ. Даже сумели к зиме наполнить им почти на 100% газовые хранилища. Согласно отчета Еврокомиссии, ЕС импортировал из США за 11 месяцев 2022 г. 52 млрд куб м СПГ- в 2,3 раза больше, чем за весь 2021 г. (22 млрд куб м).
Только вот радости от такой статистики у европейских потребителей никакой потому, что американские газовые трейдеры продают СПГ Европе по цене в четыре-пять раз выше той, по которой они реализуют газ на внутреннем рынке. А, если сравнить эти цены с некогда согласованными на длительное время контрактными ценами «Газпрома», то для некоторых стран ЕС подорожание превысило в десять и более раз.
В итоге, расходы ЕС на импорт газа только в 3 квартале увеличились в 3,5 раза и достигли 101 млрд евро - рекорд за последние десять лет, при падении потребления на 8%.
В целом, как подсчитал Bloomberg, в 2022 г. Евросоюз потратил около 1 трлн долл. на энергетику из-за роста цен на энергоносители. Схожая оценка представлена и брюссельским аналитическим центром Bruegel (она приведена в отчете Международного валютного фонда (МВФ) за декабрь). В частности, по данным Bruegel 27 стран ЕС вынуждены были потратить 314 млрд евро на защиту граждан и компаний от роста цен на газ и электроэнергию. А, с учетом затрат на национализацию и выкуп долгов энергетических компаний, включая немецкий энергохолдинг Uniper, общие расходы ЕС на эти цели составили 450 млрд евро. Эти вливания напечатанных денег смогли помочь компаниям и потребителям смягчить большую часть удара от роста цен, но, по оценкам Bruegel, чрезвычайное положение может длиться годами, а размер необходимой помощи превысить 700 млрд. долл.
Огромные счета за импорт энергоносителей стали проблемой для европейских экономик, особенно для тех, где хорошо развита тяжелая промышленность, которая является их крупным потребителем. Значительная часть снижения потребления газа в ЕС, о котором так ратовали политики, была вызвана снижением спроса как раз среди промышленных потребителей из-за непомерно высоких цен.
И разрушение спроса идет во вред экономике. Оно означает закрытие заводов и увольнения, а также то, что в этом году Европа будет ходить по лезвию бритвы между поддержанием экономики и обеспечением поставок газа к следующему отопительному сезону. И это будет рискованная прогулка, так как газовый кризис этой зимой не закончится.
Учитывая такие перспективы, в США считают, что в его разрешении Европе следует выстраивать свою энергетическую политику без участия России т.к. рассчитывают в ближайшие годы остаться главным поставщиком СПГ в Европу. Это связано с тем, что у американских экспортеров СПГ самые большие объемы газа, доступные для покупки на спотовом рынке по сравнению с другими поставщиками, например, из Катара. Кроме того, Штаты намерены ввести в эксплуатацию дополнительные экспортные мощности.
По мнению руководства американских компаний, они имеют и значительное преимущество в стоимости транспортировки по сравнению с Австралией и Катаром - другими крупнейшими в мире экспортерами СПГ. Время в пути от Коув-Пойнта (США) до порта Брунсбуттель в Германии - крупнейшего потребителя газа в Европе - составляет примерно половину времени в пути до того же порта из Катара и треть времени в пути из Австралии.
Стремясь убедить в этом европейцев 15 января на конференции в Абу-Даби глава одного из крупнейших американских производителей природного газа - EQT Corporation Тоби Райс заявил об исключительной привлекательности поставок газа из США. Он озвучил цену на СПГ с доставкой на европейские терминалы в 12 долл. за млн британских тепловых единиц, что примерно соответствует 380 долларам за тысячу кубометров и значительно ниже, чем текущая цена в Европе (20 долл.). Но эта цена, по словам Т. Райса, реальна только при условии массового согласования европейскими покупателями долгосрочных контрактов т.е. отказа от закупок газа на спотовом рынке.
Следует заметить, что либерализация газового рынка Евросоюза подавалась его руководством как безусловное благо по сравнению с реалиями начала 2000-х годов, когда Европа получала объемы по долгосрочным контрактам. Отдав приоритет споту, европейцы рассчитывали создать конкурентную среду, в которой диктовать цены будут они. Однако, реальность оказалась иной - в ходе постковидного восстановления мировой экономики в 2021 г. стоимость газа на ключевых хабах в ЕС и Азии выросла в разы. Теперь, когда американский лоббист на официальной площадке предлагает Европе долгосрочные контракты и это звучит как ультиматум, означающий конец их намерений по формированию свободного рынка.
Т. Райс отметил, что потенциал роста экспорта СПГ из США - до 500 млрд куб. м в год по сравнению с нынешними 100 млрд куб м., что по сути будет означать полную монополизацию европейского газового рынка. Причем, для этого нужны будут многомиллиардные инвестиции в инфраструктуру, которые должны сделать также европейцы.
И в случае реализации этой стратегии у европейцев уже не будет выбора – они будут вынуждены покупать только американский СПГ по ценам, обозначенным в долгосрочных контрактах. Так, что обдерут их американцы как липку. В принципе, американцы так вели себя всегда, продвигая только свои интересы, наплевав на интересы других, в том числе и союзников-европейцев.
Отметим, что следуя, американским интересам, ЕС из профицитного региона уже стал дефицитным. За 11 месяцев 2022 г. внешнеторговый дефицит стран еврозоны превысил 300 млрд евро., против профицита за аналогичный период 2021 г. в 98 млрд евро. И это только начало. Так что европейская экономика, которая до сих пор базировалась на профиците внешнеторгового баланса, столкнется с неожиданной проблемой, представляющей вызов самим основам её функционирования.