Сергей Саенко, международный обозреватель
В последнее время американские и натовские высокопоставленные чиновники зачастили в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Вот и в конце января генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг посетил Республику Корею (РК) и Японию, а министр обороны США Ллойд Остин – РК и Филиппины. В Сеуле генсек НАТО провел переговоры с президентом страны Юн Сок Ёлем и министром иностранных дел и торговли Пак Чином. В ходе этих встреч Столтенберг пригласил главу МИД РК принять участие во встрече глав внешнеполитических ведомств стран – членов альянса в апреле этого года, а президента Южной Кореи – прибыть на саммит НАТО в Вильнюсе в июле.
Намерение РК активно развивать сотрудничество с НАТО стало очевидно еще в июне прошлого года, когда президент Юн Сок Ёль принял участие в саммите Североатлантического альянса в Мадриде, а после этого в ноябре 2022 года в Брюсселе открылось представительство Южной Кореи при НАТО. Кроме того, тогда же РК и альянс подписали специальное соглашение о партнерстве и развитии взаимодействия в различных сферах: киберпространстве, военной промышленности, новых технологиях и других. А нынешний приезд Столтенберга в Сеул стал ответным визитом, знаменующим регулярные двусторонние контакты на высшем уровне.
В свою очередь генсек НАТО, находясь в Сеуле, сразу стал подчеркивать общность, которая связывает альянс и находящуюся далеко от Европы Южную Корею. Как отметил Столтенберг, «факт поставок Северной Кореей России ракет и прочей военной помощи демонстрирует, насколько мы связаны друг с другом». Хотя Москва и Пхеньян категорически отрицают данное сотрудничество, а выдвинувшие подобные обвинения США пока так и не продемонстрировали убедительных доказательств в поддержку своих слов, генсек НАТО использовал это как предлог, чтобы подтолкнуть Сеул к дальнейшему сближению с альянсом.
Заметим, РК довольно быстро превратилась в очень важного для НАТО поставщика вооружений. Хотя Сеул не хочет напрямую направлять оружие, боеприпасы и технику Киеву, не желая вступать в прямую конфронтацию с Москвой, но фактически делает это опосредованно: страны НАТО, куда приходит южнокорейская техника и боеприпасы, в свою очередь, получают возможность более активно помогать Украине. Не исключено, что корейские танки, САУ, снаряды и прочее пойдут транзитом в Киев, так как в реальности Южная Корея это проконтролировать не может.
В ходе беседы со Столтенбергом министр иностранных дел РК Пак Чин указал на «текущие беспрецедентные международные вызовы» и подчеркнув «важность укрепления союза между странами, разделяющими ценности свободы, демократии и главенства права». Кроме того, в ходе переговоров с генсеком НАТО Пак Чин вкратце рассказал гостю основные положения принятой Сеулом официальной «Стратегии в Индо-Тихоокеанском регионе», которая поддерживает усилия США по созданию квазиальянса дружественных сил для сдерживания Китая и других стран, с кем у Вашингтона напряженные отношения.
После Сеула Столтенберг отправился в Японию, где 31 января провел встречу с премьер-министром страны Фумио Кисидой. А во время посещения военной базы Ирума японских Сил самообороны генсек НАТО заявил о важности «сильных партнерских отношений Североатлантического альянса с Японией, которые верят в свободу и демократию». Столтенберг также поблагодарил Токио за его поддержку Украины и выразил надежду на новые японские поставки оружия Киеву.
Необходимо отметить, что Северная Корея немедленно отреагировала на визиты Столтенберга в Сеул и Токио, назвав их «прелюдией к конфронтации и войне в АТР». В частности, Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК) распространило высказывание сотрудника Научного общества международной политики КНДР Ким Дон Мёна, который жестко раскритиковал визиты Столтенберга. «Ничего хорошего не будет, если НАТО, которая является синонимом войны и конфронтации, наступит в регион своими армейскими сапогами. Поездка генерального секретаря НАТО в Южную Корею и Японию является прелюдией к конфронтации и войне, поскольку она приносит темные тучи «новой холодной войны» в Азиатско-Тихоокеанский регион», – сказал северокорейский политолог.
Интересно отметить, что буквально в день отлета генсека НАТО из РК в Сеул прибыл глава Пентагона Ллойд Остин, с которым южнокорейское правительство договаривалось о новых конкретных планах по усилению военного союза с США. В отличие от генсека альянса, который создавал общую базу для дальнейшего взаимодействия, американский гость обсуждал куда более конкретные вещи, а именно планы совместных действий РК и США по сдерживанию КНДР и Китая. В этой связи Ллойд Остин и его коллега из Южной Кореи Ли Чжон Соп договорились расширить масштаб совместных учениях в текущем году, а также провести трехсторонние переговоры с участием Японии, чтобы обсудить конкретные меры по усилению сотрудничества в сфере безопасности. Более того, глава Пентагона пообещал дополнительные гарантии безопасности Сеулу перед лицом Пхеньяна, включая возможное применение даже ядерного оружия для защиты РК. После Южной Кореи Ллойд Остин отправился на Филиппины.
Не является секретом, что США и их союзники в АТР намерены создать своего рода «азиатскую версию НАТО», чтобы противостоять как России, так и все возрастающему влиянию Китая в данном регионе. Именно с этой целью Столтенберг приезжал в Сеул и Токио, а Остин – в Южную Корею. Вашингтон уже сколотил в сентябре 2021 года новый блок AUKUS, куда помимо США входят Великобритания и Австралия, а также предпринимает усилия с целью активизации деятельности Четырехстороннего диалога по безопасности (Quadrilateral Security Dialogue, QUAD), в который входят США, Австралия, Индия и Япония.
Причем один из главных союзников Вашингтона в Азии – Япония – все активнее наращивает сотрудничество в сфере безопасности и обороны с другими партнерами США. В декабре прошлого года Токио заключил с Лондоном соглашение о совместном доступе военных кораблей в порты друг друга, аналогичное тому, что японцы подписали в январе 2022 года с Австралией. Не исключено, что в будущем Страна восходящего солнца выйдет на такое же соглашение еще с одним государством АТР – Филиппинами. Не будем забывать, что в последнее время Япония активно расширяет взаимодействие с НАТО. В прошлом году Кисида стал первым главой японского правительства, принявшим участие в саммите альянса в Мадриде. После этого МИД Японии принял решение сделать независимым представительство при НАТО, отделив его от своего посольства в Брюсселе и повысив тем самым статус миссии.
Как считают эксперты, в перспективе именно AUKUS станет заменой несколько аморфному объединению QUAD в качестве организационного ядра нового крупного блока – «Азиатского НАТО». Причем Япония – первый кандидат на расширение AUKUS. Следующим таким кандидатом вполне может оказаться Южная Корея, где произошла смена власти, и вместо умеренных прагматиков к ней пришли однозначные сторонники Вашингтона, принявшиеся угрожать превентивным ударом Пхеньяну и видящим серьезную угрозу со стороны Пекина.