Александр Пасечник, Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности
В текущем отопительном сезоне фортуна на стороне Евросоюза – декабрь и январь выдались аномально теплыми. Что подстегнуло местных бонз к массированной пропаганде успехов ухода от российских энергоносителей. Так, глава евродипломатии Жозеп Боррель заявил, что Евросоюз уже смог преодолеть энергетическую зависимость от России. Он отметил, что цены на энергоносители вернулись к показателям до начала военного конфликта России и Украины. «Мы за несколько месяцев устранили энергетическую зависимость от РФ, которую создавали годами», — подчеркнул он в интервью испанской газете El Diario.
Газ на понижении спроса во второй половине января «проседал» на европейских биржах, и порой подходил к отметке в $600. А 27 января котировки ушли даже ниже этой планки на несколько долларов. Но и это весьма высокий «чек» в историческом смысле, хотя и далекий от установленного потолка на газ в $2000.
Реакцией на газовый потолок «отметилась» биржи ICE, управляющей крупнейшим в Европе газовым хабом TTF в Нидерландах. В ее планах – открытие нового хаба в Лондоне, чтобы обойти механизм ценовых ограничений в Евросоюзе. Об этом говорится в недавнем сообщении биржи.
Еврочиновники считают приемлемыми нынешние цены на газ для промышленности региона. Но Боррель забывает, что резкий рост цен на газ начался еще до СВО. Это стало происходить с лета 2021 года. И стоимость газа оказалась слишком высокой для части европейской промышленности.
Ставка евробюрократов на сжиженный природный газ (СПГ) вместе с высокой планкой запасов в «подземках» (ПХГ) действительно позволила странам ЕС сильно снизить трубопроводные поставки российского газа зимой. ФРГ и Италия даже спешат выйти на «обнуление» поставок газа от «Газпрома», заявляя «горизонты». Так, Италия сможет полностью отказаться от российского природного газа зимой 2024-2025 года. Об этом заявил глава ведущей национальной нефтегазовой группы Eni Клаудио Дескалци. Немецкие власти рассуждают осторожней, называя 2026 год моментом, когда страна сможет заместить СПГ весь трубный газ из РФ. Но до этого периода еще надо дожить. И какие последствия будет иметь энергетическая политика ЕС для местной промышленности – до конца не ясно.
Тем более растет новая зависимость ЕС – от американских энергоносителей. По данным Еврокомиссии, компании США увеличили поставки СПГ в ЕС с марта прошлого года почти в три раза. С ней тоже надо бороться, если следовать логике ЕС. Но пока политика доминирует.
Другое дело, что Россия остается среди стран-экспортеров СПГ. И, видимо, ЕС не смущает тот факт, что трубный газ из РФ пойдет на проектируемый турецкий хаб, прогресс по «проекциям» которого власти Турции уже оценили в 90%, а к концу года рассчитывают на первые промышленные поставки «голубого топлива» на распределитель. Европейцы рассматриваются турками в «палитре» покупателей.
Власти РФ и «Газпром» намерены реанимировать «спящие» маршруты в рамках адаптации трубопроводной экспортной стратегии к вызовам времени.
Сейчас в фазе активной проработки – прошлогодняя ноябрьская инициатива Владимира Путина о перспективности создания газового союза России, Казахстана и Узбекистана. Во второй половине января состоялись предметные встречи главы «Газпрома» с представителями властей республик, входящих в «газовый треугольник».
18 января «Газпром» подписал с Казахстаном «дорожную карту» по сотрудничеству в газовой отрасли. Принятый документ – итог рабочей встречи Алексея Миллера и первого заместителя премьер-министра Казахстана Романа Скляра.
24 января Алексей Миллер провел рабочую встречу с министром энергетики Узбекистана Журабеком Мирзамахмудовым, по итогам которой стороны подписали аналогичное соглашение. На следующий день пресс-служба Министерства энергетики республики сообщила, что «дорожная карта», подписанная между Узбекистаном и «Газпромом», предусматривает транзит газа из России по газопроводу «Средняя Азия—Центр», проходящему по территории Казахстана и Узбекистана. Основные условия поставки газа в Узбекистан пока не определены. «Газпром» пока не детализирует экспортные моменты: предусмотрен ли «дорожной картой» транзит газа в Китай, или же поставки газа будут покрывать только потребности Средней Азии.
Как известно, Россия, Казахстан и Узбекистан со времен СССР располагают единой газотранспортной системой – магистральным газопроводом «Средняя Азия — Центр» (САЦ) мощностью 50 млрд кубометров в год. Проблема в возрасте трубы, поэтому для организации ее «перезапуска» необходимы крупные инвестиции в модернизацию.
Успешная организация работы «тройственного союза» – стратегически важный аспект для «Газпрома», позволяющий расширить палитру каналов транспортировки газа за периметр, альтернативных европейским маршрутам.
Полномасштабное вовлечение системы САЦ в работу предполагает рост поставок российского газа в КНР. Также САЦ может стать звеном в рамках проработки сценария с трубопроводными поставками «голубого топлива» из России в Индию. Кроме того, Москва давно присматривается к организации магистральных поставок газа в Пакистан по сухопутному транзитному коридору – через Казахстан, Узбекистан и Афганистан.