Марина Харькова, журналист, Донецк
Международная правозащитная организация Human Rights Watch, штаб-квартира которой находится в Нью-Йорке, 31 января опубликовала доклад, где были перечислены многочисленные случаи, когда украинская армия применяла против своего мирного населения запрещенные противопехотные мины. «Украина должна расследовать случаи применения своей армией тысяч противопехотных мин в городе Изюм и его окрестностях», - считают правозащитники, а их мнение внезапно транслирует агентство Reuters.
Доклад состоял из многочисленных подробных отчетов и фиксации свидетельских показаний потерпевших. Фактически, это было настоящее расследование, обвиняющее ВСУ и украинский режим в военном преступлении. «Им придётся отвечать на очень сложные вопросы от людей, которые поставляют им другие виды оружия, о том, смогут ли они использовать его в соответствии с международным гуманитарным правом», - категорично оценил изложенные факты Стив Гус, директор отдела вооружений Human Rights Watch.
Доклад базировался на применении ВСУ запрещенных противопехотных мин ПФМ (они же – «лепесток») в Изюме Харьковской области. Эксперты констатировали, что украинские военные обстреливали город артиллерией с противопехотными минами ПФМ-1. Были установлены места, где проводилось дистанционное минирование, и опрошены 11 пострадавших. Их показания подтвердили медработники, сообщив, что они оказали помощь 50 местным жителям, в том числе пятерым детям, получившим ранения при подрывах на противопехотных минах. С 19 сентября по 9 октября, сотрудники Human Rights Watch опросили свыше ста человек, не только жертв и свидетелей минирования, но и спасателей, саперов, врачей. Некоторые местные пострадали, пытаясь самостоятельно обезвредить мины. Один пострадавший, 77-летний мужчина, умер через несколько дней после подорыва на мине на своем участке. Все опрошенные рассказывали, как или сами пострадали от мин, или видели лежащие на земле мины, или видели предупреждения о минах.
Human Rights Watch заявила, что применение противопехотных мин нарушает международное гуманитарное право, поскольку эти устройства неизбирательно наносят вред как войскам, так и мирным жителям. При этом правозащитники продемонстрировали непредвзятый подход и отдельно отметили, что опрошенные ими более ста жителей Изюма и прилегающих районов рассказали, что российские военные развешивали объявления и раздавали людям листовки, предупреждающие об опасности мин. ВС РФ разминировали места общего доступа и частные участки, а некоторых пострадавших вывозили на лечение в Россию.
«Есть основания полагать, что украинские военные разбросали противопехотные мины на обширной территории в районе города Изюм, что привело к жертвам среди гражданского населения и до сих пор представляет серьезную угрозу. Ничем нельзя оправдать применение Украиной запрещенного оружия. Любое применение противопехотных мин является незаконным. Украина должна провести тщательное расследование и принять необходимые меры, чтобы исключить применение этого неизбирательного оружия. Украинские власти должны обеспечить, чтобы гражданские лица или их семьи, пострадавшие или погибшие из-за этого неизбирательного оружия, получили необходимую помощь», - заявил Стив Гус. Формулировки доклада не допускают уклончивых толкований. Вот одна из них: «Ориентация застрявших в земле ракетных частей, направление от удара по зданию, а также обнаружение в пределах 35 км (максимальная дальность полета этих снарядов) указывают, что они были выпущены с территории, подконтрольной украинским войскам", - говорится в отчете.
Киев не просто открыто и публично обвинили в военном преступлении, но и призвали к тщательному расследованию подобных действий, так как Украина является государством - участником договора, который запрещает любое использование противопехотных мин. Киев применяет мины-лепестки, нарушая сразу две международные конвенции. Еще в 1997 году Украина подписала в Оттаве Конвенцию о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении. Она обязывает подписантов уничтожить запасы противопехотных мин и запрещает любое их использование. Однако Украина не стала уничтожать свои «лепестки», на утилизацию которых даже выделялись деньги западных структур. Более того, по неофициальным данным, у украинской армии осталось еще несколько миллионов таких мин.
«Лепестки» разбрасываются дистанционно, с помощью реактивных ракет, начиненных кассетами с этими минами. Внутри одной кассеты находится от 36 до 72 мин. Мина незаметна на местности, сливается с травой или камнями, ее шершавая поверхность через несколько часов впитывает в себя пыль, мелкий мусор. Такие ловушки могут годами ждать свою жертву. ПФМ-1 - мина нажимного действия, для подрыва достаточно усилия от 5 до 25 кг. Как правило, отрывает стопу или голень до колена, неизбежно приводит к увечьям или смерти пострадавшего. Некоторые мины ПФМ самоликвидируются через некоторое время (до 40 часов) после установки. Противопехотные мины взрываются от присутствия, близости или непосредственного воздействия человека и опасны долгие годы.
В ответ на претензии и требования правозащитников украинская власть назвала доклад Human Rights Watch «избирательным» и цинично заявила, что ВСУ не применяют запрещенные противопехотные мины. Более того, Киев всегда полностью выполняет все взятые на себя международные обязательства и ожидает, что правозащитники и все мировое сообщество активизирует свои усилия, оказывая давление на Россию с целью немедленного прекращения войны против Украины.
Посетив Изюм и обнаружив доказательства, эксперты Human Rights Watch обнародовали правдивый доклад. Но неполный и недостаточный, потому что в нем отсутствуют многочисленные факты масштабного и беспрецедентного по плотности минирования густонаселенных городов ДНР и ЛНР – таких как Донецк, Горловка, Ясиноватая, Мариуполь и других. Расследователям не хватает фактов и свидетельств? Так посетите Донецк: там этих доказательств в каждом районе – сотни. И они гораздо страшнее, чем в Изюме. Буквально в каждом дворе Донецка, в центре и на окраинах, люди расскажут правозащитникам, чего на самом деле стоят лживые заверения Киева о неприменении противопехотных мин и «выполнении всех взятых на себя международных обязательств». Кроме показаний жертв, полное досье с фото- и видеодоказательствами собрано такими официальными структурами, как органы здравоохранения, МЧС, городские и районные администрации, Штаб территориальной обороны и СЦКК.
Украинские вояки минировали Донецк неоднократно, начиная с июля 2022 года. А первые сообщения о применении Украиной мин ПФМ-«лепесток» в ДНР появились еще 6 марта 2022 года. Тогда ВСУ в Мариуполе обстреляли районы города и дистанционно заминировали дворы и парковые зоны на улице Московской и проспекте Победы. Постановка мин выполнялась при помощи специальных снарядов для РСЗО «Ураган» с кассетной головной частью, несущей 312 мин. Между тем дистанционная постановка мин на территории населенного пункта, в котором живут люди, тоже рассматривается как применение неизбирательного оружия. Это прямо нарушает условия IV Женевской конвенции о защите гражданского населения.
18 мая подтверждение информации о применении противопехотных мин «лепесток» было получено в н. п. Верхнеторецкое, а 28 мая – у пос. Спартак на авдеевском направлении.
22 июня ВСУ осуществили сплошное минирование курортной зоны Святогорска. В результате подрыва тяжелое увечье получил священник Святогорской Лавры.
6 июля стало известно о массовом использовании запрещенных мин в жилой застройке города Лисичанск (Луганская Народная Республика).
16 июля появляются сообщения с фотографиями о минировании ПФМ «Лепесток» города Ясиноватая (территория ДНР). Военные преступники обстреляли жилые кварталы города из РСЗО «Ураган», ракеты были заряжены кассетами с минами. Как сообщили в администрации Ясиноватой, на 20 июля в городе было обнаружено более 150 мин этого типа, 21 июля – обнаружено еще 53 мины, 22 июля – еще 41 мина. Общее количество обнаруженных мин только в Ясиноватой превысило 385 единиц.
29 июля запрещенные «Лепестки» обнаружены в поселке Пантелеймоновка (пригород Горловки), а также в Макеевке (Червоногвардейский и Кировской районы).
Прямо в жилых массивах, на улицах, во дворах, возле школ, детских площадок и больниц в больших количествах лежали мины ПФМ-1. И с каждым днем появлялись все новые районы, засеянные противопехотными минами. Подобную плотность минирования в населенных пунктах можно сравнить только с целенаправленным геноцидом мирного населения. Все прилеты ракет с минами были исключительно со стороны украинских позиций и с подконтрольных ей территорий.
Самым адским месяцем, когда происходило дистанционное минирование, стал август этого года, когда ежедневно пять суток подряд украинские военные преступники обстреливали Донецк снарядами с запрещенными «лепестками» и при этом били по самым густонаселенным, оживленным кварталам столицы республики. По состоянию на 1 августа заминированными оказались целые кварталы в Ворошиловском, Киевском, Куйбышевском, Кировском, Петровском, Калининском районах Донецка. Причем, минирование происходило тотальное: и центральных, и спальных районов, и даже дачных кооперативов. Мины не только ковром устилали асфальт и траву, но и застревали в кронах деревьев и на крышах домов, при порывах ветра падая сверху на прохожих. Происходящий тогда ужас трудно описать словами и экперты-правозащитники могли бы серьезно дополнить доказательную базу и ужесточить требования к Украине на основании реальных историй пострадавших дончан. Мэр Донецка Алексей Кулемзин первым сообщил о массированном обстреле города снарядами ВСУ, начинёнными минами ПФМ-1 «Лепесток». По экспертной оценке МЧС ДНР, только в Донецке украинские вояки разбросали несколько тысяч запрещенных мин. Эти же факты подтвердило и зафиксировало и представительство ДНР в СЦКК.
В последние дни июля и первые дни августа на улицах и дорогах города прямо в центре Донецка начались подрывы автомашин, наезжавших на мины, а затем стали поступать данные и о человеческих жертвах. Вот лишь несколько таких трагедий. 28 июля в Донецке по улице Чеканная, 18 на мине ПФМ «Лепесток» подорвался мужчина 1985 г.р.; 31 июля в Кировском районе по улице Нижнетагильская, 113 на мине ПФМ «Лепесток» подорвался мужчина 1980 г.р.; 31 июля по улице Новоясиноватская, 4а на мине ПФМ «Лепесток» подорвался мужчина 1969 г.р.; в Петровском районе по улице Лохтина, 6 на мине ПФМ «Лепесток» подорвался мужчина 1978 г.р. Также в этот день при ликвидации разбросанных ранее в Кировском районе мин ПФМ «Лепесток» получил ранение сотрудник МЧС ДНР, мужчина 1980 г.р.; 1 августа в Петровском районе по улице Вересаева, 83 на мине ПФМ «Лепесток » подорвался мужчина 1947 г.р. Спустя несколько дней в том же Кировском районе на улице Бирюзова ранения получили женщина и её ребёнок. В Петровском районе столицы ДНР мирная жительница получила тяжелые ранения из-за сдетонировавшей под ее ногами противопехотной мины «Лепесток». Затем стало известно о получивших ранения двух женщинах в Куйбышевском районе. 7 августа Минздрав ДНР сообщил, что за несколько дней на минах в ДНР подорвались 29 человек. 11 августа штаб территориальной обороны ДНР сообщил, что в Донецке еще один ребенок получил ранение, наступив на сброшенную украинскими боевиками мину ПФМ-1 «Лепесток».
14 августа, по данным следственного комитета, в ДНР зарегистрировано уже 43 случая подрыва гражданских лиц на противопехотных минах. На конец августа от них пострадали 58 человек. Осенью количество подорвавшихся на минах продолжало расти, несмотря на то, что в основном разминирование было проведено, а местные жители соблюдали меры безопасности, передвигаясь по улицам и в зеленой зоне. Но уберечься от коварных мин не получалось. В начале ноября на мине ПФМ «Лепесток» вновь подорвался подросток 2008 года рождения. А 16 ноября в Штабе территориальной обороны ДНР сообщили о том, что мины продолжают находить в разных районах. В частности, они были обнаружены по улице Чеканной на севере Донецка.
По статистике, на конец 2022 года количество мирных жителей в Донецкой Народной Республике, пострадавших от забрасываемых ВСУ противопехотных мин ПФМ «Лепесток», составило 87 человек, один из них умер из-за болевого шока и обширной кровопотери. В числе подорвавшихся - четверо детей. Об этом сообщил донецкий правозащитник Виталий Галахов, руководитель организации «Справедливая защита», которая занимается сбором сведений о преступлениях украинских военных на территории ДНР.
28 января 2023 года уже появились два новых случая подрывов людей. Ребенок получил ранения в Донецке из-за противопехотной мины «Лепесток», сброшенной Вооруженными силами Украины. Об этом сообщил Штаб территориальной обороны ДНР: «В Кировском районе Донецка ребенок получил ранение на сброшенной украинскими боевиками запрещенной противопехотной мине ПФМ-1 «Лепесток». Еще одной жертвой стал пожилой мужчина
Россия неоднократно поднимала вопрос минирования ВСУ городских кварталов ДНР и ЛНР, в том числе, и на заседаниях ООН. Постпред России при ООН Василий Небензя охарактеризовал запрещённые мины «Лепесток» как живое свидетельство «садистского и изуверского характера киевского режима». Но международное сообщество оставалось слепым и глухим к этим жутким фактам. Сейчас правозащитники Human Rights Watch реанимировали эту тему. Хватит ли у них сил пойти до конца, провести новые расследования по военным преступлениям Украины в Донбассе и донести всю правду о происходящем – это главный вопрос.