Сергей Саенко, международный обозреватель
Двадцать лет назад – 5 февраля 2003 года – тогдашний госсекретарь США Колин Пауэлл выступил в Совете Безопасности ООН с докладом об иракском оружии массового уничтожения (ОМУ). При этом он продемонстрировал пробирку — якобы с образцом опасного вещества. После этого США и Британия без санкции ООН вторглись в Ирак. Но ничего из того, о чем в течение 76 минут говорил глава американского внешнеполитического ведомства, там не нашли. Сам Пауэлл не дожил до нынешнего «юбилея». Он скончался в октябре 2021 года на 85-м году жизни, став очередной жертвой эпидемии COVID-19. Однако обо всем по порядку.
В начале ХХI века президент США Джордж Буш-младший и премьер-министр Великобритании Тони Блэр были настроены крайне агрессивно по отношению к Багдаду и постоянно твердили об ОМУ, которым якобы располагал Саддам Хусейн. В сентябре 2002 года Лондон представил доклад. Его авторы, главным из которых был Дэвид Келли, утверждали, что у Ирака есть ОМУ и боевые передвижные системы для атаки.
И вот 5 февраля 2003 года Колин Пауэлл предложил СБ ООН обсудить иракское ОМУ. Именно в тот день он предъявил пробирку с каким-то порошком. Предполагалось, что в пробирке были споры сибирской язвы. Если это было действительно так, то невольно возникает вопрос, каким образом Пауэлл вообще пронес столь опасное вещество в здание ООН, подвергая смертельной опасности там присутствующих? Ведь в этом здании существует несколько жестких линий контроля. Сам Пауэлл потом уточнил, что пробирка лишь символизировала количество вещества, способного нанести существенный вред. Но было это гораздо позже. По горячим следам Пауэлл ничего не опровергал. Видимо, он хотел произвести впечатление как на участников заседания СБ ООН, так и на мировое сообщество в целом.
Действительно, как потом оказалось, в пробирке был обычный порошок (зубной, мука? тальк? Или что «покрепче». И вообще хотелось бы узнать имя того гения креатива, который задумал весь этот спектакль). Однако это уже никого в Вашингтоне и Лондоне не волновало – пробирка стала своего рода триггером вторжения США и Великобритания в Ирак, которое состоялось в марте 2003 года. Да, через год после вторжения Колин Пауэлл покаялся. «Когда я делал доклад в феврале 2003-го, он был основан на самой проверенной информации, которую мне предоставило ЦРУ. Но выяснилось, что источники были неточными и неверными и в ряде случаев преднамеренно вводили в заблуждение. Я этим недоволен и сожалею об этом», – сказал он. Признаем, случай подобных проблесков совести для американского истеблишмента уникальный. Но сейчас речь не об этом, а о том, что история с пробиркой стала наглядным свидетельством лицемерия американской политики. Сегодня это особенно заметно на фоне деятельности биолабораторий США по всему миру, включая постсоветское пространство.
Надо отметить, что операция «Иракская свобода» (Operation Iraqi Freedom, OIF–2003) стала символом политики XXI века – политики с позиции силы и диктата. Конечно же, в первую очередь со стороны США, которые результатом этой операции остались довольны. Собственно, это и есть основа Pax Americana – мироустройства, на которое только и согласен Вашингтон. Кстати, прием использования экономических санкций, демонизации режимов американцы использовали не только в Ираке, но и в Сирии, Ливии, в других регионах. Да и сейчас пользуются в украинском конфликте, продолжая давить на всех и вся, включая союзников.
Война в Ираке, напомним, продлилась 8 лет, а ее итогом стала полностью разрушенная иракская экономика и около миллиона жертв среди населения этой страны. Тогда вторжение Вашингтона и Лондона в Ирак безоговорочно поддержали лишь Австралия и Польша. Правда, президент Буш-младший утверждал, что в Ираке действовала широкая международная коалиция, состоящая из 49 государств. На деле же реально в войне участвовали лишь американские и британские войска. Вместе с тем удивляет, что ведущие государства Европы, такие как Германия, Франция и Италия, не выступили против вторжения США и Британии в Ирак. А ведь в то время эти страны возглавляли вполне здравомыслящие политики: канцлер Герхард Шредер, президент Жак Ширак, премьер-министр Сильвио Берлускони.
Что касается позиции России, то война в Ираке, проходившая под эгидой «борьбы с терроризмом», не находила поддержки ни у элиты, ни у широкой общественности нашей страны. Так, в обзоре внешней политики Российской Федерации (от 27.03.2007) американская кампания в Ираке была названа не иначе как «военной авантюрой». Вместе с тем, желая избежать открытой конфронтации с США и Великобританией, в официальной реакции на войну в Ираке российское руководство заняло прагматичную позицию и открыто не осуждало Вашингтон и Лондон за OIF–2003 .
Отметим, что результаты войны в Ираке бросили тень и на Джорджа Буша-младшего, и на Тони Блэра, но именно Колин Пауэлл стал одним из главных «козлов отпущения», хотя он лишь озвучивал официальную позицию США. Здесь уместно заметить, что госсекретарь, покинув пост, вообще ушел из большой политики, хотя получал заманчивые предложения. Это доказывает, что человеком он был действительно совестливым и тяжело переживал позор с пробиркой. Об этом, кстати, говорят многие политики и военные, включая российских, которые непосредственно сталкивались с Пауэллом.
К примеру, как считает замглавы МИД России Сергей Рябков, Колин Пауэлл был куда профессиональнее тех людей, что сейчас управляют Соединенными Штатами. И порядочней, потому что потом признал, что был вынужден выполнять приказ сверху. В этой связи Рябков заявил: «Образ Колина Пауэлла, демонстрирующего пробирку с порошком будто бы сибирской язвы, давно стал нарицательным, как олицетворение лицемерия и убежденности правящей элиты США в собственной безнаказанности, в непререкаемом праве высокомерно поучать остальной мир, применяя силу против заведомо слабого противника ради сохранения собственной глобальной гегемонии».
В заключение отметим, что Колин Пауэлл предъявил СБ ООН «самую дорогую в истории человечества пробирку». Так, Forbes привел калькуляцию экс-президента США Дональда Трампа: «Худшая ошибка за всю историю страны стоимостью $7 трлн». Действительно, «пробирка Пауэлла», послужившая обоснованием иракской кампании, дорого обошлась миру. Именно из-за разрушения государственности в Ираке в мире с новой силой заявили о себе террористические группировки, составившие потом костяк «Исламского государства» (организация запрещена в России).
Вне всякого сомнения, что для американской политики инцидент 5 февраля 2003 года — одна из крупнейших репутационных и имиджевых потерь в истории. Как, собственно, и лично для бывшего госсекретаря США Колина Пауэлла, который утверждал, что «ему больно от такого грязного пятна в биографии».