Юрий Веселов, военный обозреватель
Организованный при активном участии России турецко-сирийский диалог начинает давать позитивные результаты. Как сообщает арабское региональное издание «Аш-Шарк аль-Аусат», первые консультации между турками и сирийцами командованию Российского Центра по примирению враждующих сторон (ЦПВС) в Сирии удалось наладить на уровне руководителей военных разведок еще несколько лет тому назад. Трехсторонние встречи периодически проводились на «нейтральной территории», в том числе в России.
Конечным результатом можно считать сделанное в начале года публичное признание президента Турции Реджепа Эрдогана о готовности встречи и проведения переговоров с его сирийским коллегой Башаром Асадом, а также последовавшими за этим переговорами министров обороны Турции и Сирии в Москве 28 января.
Следует откровенно сказать, что заявление турецкого лидера стало большой неожиданностью для основных сторон, прямо или опосредованно участвующих в сирийском конфликте. Вполне естественно, оно воспринято неоднозначно. Особенно после того, как по инициативе России руководство Сирии и Турции принципиально согласилось привлечь Иран к переговорам по подготовке встречи Эрдогана и Асада для подписания соглашения о нормализации двусторонних отношений.
Надо отметить, что Анкара в последнее время предприняла важные практические меры по снижению напряженности с Дамаском и Москвой, приступив к сокращению развернутых на севере Сирии военных объектов и численности своих войск. По данным руководителя лондонской «Обсерватории по правам человека в Сирии» Рами Абдеррахмана, на сегодняшний день, 6 февраля 2023 года, на севере Сирии продолжают действовать 49 турецких военных гарнизонов (опорных пунктов), из которых 13 на западе провинции Алеппо, 30 в провинции Идлиб и по 3 в провинциях Хама и Латакия. Тогда как в 2017 году их общая численность достигала 116. При этом командование ВС Турции сократило количество своих войск до 10,5 тыс. военных в 7 бригадах.
По сведениям Рами Абдеррахмана, турецкая группировка насчитывает около 200 танков, 400 бронеавтомобилей, 800 бронетранспортеров, десятки тягачей и транспортных автомашин. Примерно половина личного состава войск дислоцируется в 25 гарнизонах вдоль южной стороны международной автотрассы Алеппо-Латакия М4. Турецкое командование продолжает проводить мероприятия по передислокации своих опорных пунктов от линии разграничения из мест, близко примыкающих к позициям сирийских правительственных сил. При этом турки согласовывают свои действия с представителями российского ЦПВС и сирийцами.
В настоящее время турецкое командование практически готовит к разблокированию автотрассу М4, меньшая часть которой находится под контролем сирийской вооруженной оппозиции, руководство которой крайне негативно отреагировало на заявление президента Эрдогана начать подготовку к нормализации отношений с Дамаском. В этой связи сразу же после получения известия об этом в Идлибе прошли довольно массовые демонстрации беженцев с требованием к Анкаре отказаться от таких планов. Лидеры радикальных суннитских группировок инициировали проведенное в начале февраля заседание шуры с широким участием влиятельных религиозных, политических и общественных деятелей, известных пропагандистов и полевых командиров.
В свою очередь, по сведениям местных наблюдателей, руководство запрещенных в России террористических и радикальных мусульманских группировок резко активизировало деятельность по усилению боеспособности своих формирований путем привлечения на свою сторону боевиков подконтрольной Турции «Сирийской национальной армии», материальное снабжение которой в последнее время значительно снизилось. Такую же работу во взаимодействии с сирийцами начали проводить представители российского командования, которая дает определенные положительные результаты.
Перспектива сближения Анкары с Москвой, Дамаском и Тегераном накануне перенесенных на середину мая всеобщих выборов в Турции вызвала ярость в Вашингтоне, который утвердил решение о замораживании передачи туркам партии истребителей F-16 и запасных частей к имеющимся, полностью исключил возможность участия в производстве отдельных деталей, механизмов и агрегатов к истребителям F-35 и получение их на вооружение национальных ВВС (несмотря на совершенную предоплату). Вашингтон предупредил Анкару о возможном отзыве из страны ЗРК «Патриот» ВС Испании и Нидерландов, размещенных в Турции по решению командования НАТО.
Ясно, что турецко-американские отношения в настоящее время переживают острый период. Маркером ситуации стали слова: «Уберите свои грязные руки!», адресованные послу США в Анкаре Джеффу Флейку министром внутренних дел Турции Сулейманом Сойлу.
Они осложняются еще и тем, что Эрдоган проявляет невиданное упрямство в своих требованиях к руководству Швеции и Финляндии, обусловливая их выполнение согласием на прием данных стран в НАТО. Однако рассчитывать на то, что они могут стать на порог выхода или исключения Турции из Атлантического альянса, неверно: в этом не заинтересованы ни Анкара, ни Вашингтон, не говоря уже о Западной Европе. Но бесспорно то, что Эрдоган хочет и будет проводить во многом независимую и в большей степени отвечающую интересам своей страны внешнюю политику, не всегда оглядываясь на реакцию американцев.