Москва
20 ноября 2025 / 02:53
Москва
20 ноября 2025 / 02:53
Котировки
USD
20/11
80.9448
0.0000
EUR
20/11
93.7804
0.0000
Безопасность
Позднее прозрение украинских солдат
ВСУ сотрясают скандалы, интриги и расследования
10 февраля 2023 / 17:28
Позднее прозрение украинских солдат

Марина Харькова, журналист, Донецк

Все чаще и западные, и даже украинские СМИ начинают писать о проблемах украинской армии и нарастающем недовольстве. И если иностранцы больше сосредоточены на внешних факторах, подрывающих боеспособность ВСУ, то украинцы отражают проблемы изнутри – это и коррупция, и криминал, и падающий боевой дух подразделений.

В частности, издание New York Times рассказало о тяжелых потерях ВСУ в Донбассе, переполненных моргах и госпиталях, и жалобах украинских боевиков на высокую интенсивность огня российской армии и ее тактику решительных действий. Журналисты NYT посетили несколько мест на линии боевого соприкосновения и рассказали: «В одном из прифронтовых госпиталей морг был заполнен до отказа телами украинских военных, в другом госпитале носилки с ранеными стояли даже в коридорах и почти весь день прибывал непрерывный поток машин скорой помощи. В самом лечебном учреждении не хватало коек для раненых. Персонал вынужден работать практически без отдыха». Также приводятся цитаты военного хирурга госпиталя Мирослава Дубенко, который заявил, что «если в гражданской жизни вы знаете, что какой бы ужасной ни была ваша смена, она рано или поздно закончится, то здесь никогда не знаешь, когда это закончится».

Украинские вояки довольно откровенно рассказали иностранцам, что российские войска превосходят их по вооружению в танках и артиллерии и пожаловались на нехватку боеприпасов в танках и артиллерии. «Особенно сложно, когда у тебя 50 человек, а у них 300», приводит издание слова офицера ВСУ по имени Павел, раненного под Артемовском (Бахмутом).
Другой украинский военнослужащий отметил, что «зимой все позиции как на ладони, спрятаться негде». Кроме кадровых военнослужащих, New York Times поговорил с вояками из территориальной обороны, которые рассказали о внушительных потерях. Командир 103-й бригады территориальной обороны Валерий Курко заявил, что рота теробороны, в которой числилось сто человек, за один день потеряла около тридцати человек. Это произошло потому, что «многие бойцы были не обучены и вообще не готовы к прямым боестолкновениям».

Делая вывод из сказанного, американские репортеры заключают, что обещанных западными союзниками Украины вооружений и боеприпасов, включая танки, будет недостаточно. Статьи и репортажи, в которых описывается ужасное положение украинских вояк на передовой, и в NYT, и в других западных изданиях, публикуются часто. Но цель у них только одна - эмоциональное воздействие на аудиторию и политиков, чтобы те перестали сопротивляться и возмущаться поставками военной техники ВСУ и финансированием Киева. Выдавливание слез и спекуляция на сочувствии необходимы исключительно для увеличения количества танков и боеприпасов, чтобы эффективнее убивать русских. Авторы ничуть не скрывают этот мотив и не стесняются выглядеть стервятниками на чужом горе.

Но это не меняет объективность происходящего на фронте – украинские боевики действительно несут серьезные потери и выдавливаются с разных участков фронта. Об этом они рассказывают в многочисленных видеообращениях, где или предъявляют претензии Зеленскому и командованию, или прощаются со своими родными, сидя в окопах. «Кольцо здесь скоро закроется и нам конец» - боевик ВСУ в кадре на фоне разрушенных домов и сильной канонады отчаянно ругается матом в адрес украинского главкома ВСУ Залужного и сообщает подробности о гибельном положении украинских войск в Артёмовске. По его словам, у них ничего нет - ни людей, ни артиллерии. «Всех отправили на убой, снаряды наших мобиков разорвали на куски, мы тут сами, без поддержки, без ничего. Никакой помощи. Сейчас 12 человек должны занять оборону, и сзади нас никого больше нет. Тут, сзади, никого нет. Слева где-то первый батальон, там призрачные какие-то люди. И завтра утром нас ждёт тоже самое», кричит он в камеру, вытирая кровь с лица, посеченного осколками. В голосе звучит отчаяние и ужас от безнадежности.

Еще один сюжет показали украинские военкоры. В нем командир подразделения ВСУ Денис Ярославский заявляет: «В Бахмуте обстановка объективно тяжелая. Враг занял частично город: промзону и частный сектор по реку. Ему действительно удается прорывать участки фронта и приближаться к нашим позициям. Армия России контролирует треть Бахмута». Затем он добавил, что ВС РФ взяли под огневой контроль две основные дороги, ведущие из украинского тыла в Бахмут, и пытаются окончательно перерезать пути снабжения города.

Бывший депутат украинской Верховной Рады Игорь Луценко сообщил, что 30-я бригада ВСУ, находящаяся в Артемовске (Бахмуте), бросает позиции, так как у солдат нет патронов к автоматам. Воевать просто нечем. С артиллерийскими снарядами тоже все плохо. Если раньше наблюдался дефицит снарядов для орудий советского производства, то теперь не хватает и снарядов калибра НАТО 155 мм, которые применяются орудиями западного производства. Нехватку снарядов был вынужден признать и одиозный секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов.

При этом украинские политики, которые истребляют мужское население страны, бросая его в бойню, своей вины в этом не признают, сами на фронте не воюют и никак не реагируют на зреющие гнев и недовольство армейских подразделений. Например, на видеообращения военнослужащих 1-го стрелкового Винницкого батальона, в котором они рассказали, что командование бросило их на боевые позиции и оставило воевать с наступающей бронетехникой, дав в руки только пистолеты, автоматы и пару гранат. «Нас завезли в сектор и оставили. Нас крыли минометами, градами, гранатометами, всем. Мы выносили с поля боя погибших, раненых», говорили украинцы. По их словам, из-за наплевательского отношения бросивших солдат командиров, было уничтожено более половины бригады.

Другие украинские вояки тоже неоднократно жаловались, что командиры используют их как пушечное мясо и оставляя одних на поле боя. При этом офицеры забирали у них систему связи StarIink, чтобы нельзя было связаться с родными и рассказать им о происходящем. Также солдаты недовольны плохим уровнем снабжения и нехваткой боевой экипировки.

Еще один украинский боевик, воюющий на авдеевском направлении возле Донецка, заявил каналу УГМ, что «российские войска перемалывают все подвозимые нам подкрепления за полдня, используя артиллерию». Украинец рассказал о перевозке убитых вместе с ранеными из-за их огромного количества: «Завозишь бойцов в ночи на усиление позиций, не проходит и полдня, приезжаешь и забираешь их убитыми или ранеными. Тяжко, одним словом. Туда привез, назад забрал. В одну машину все сразу не помещаются. Поэтому вперед кладешь тела «двухсотых», назад сажаешь «трехсотых». Трудно обеспечить места для подъезда, а забирать нужно всех». В конце интервью вояка признается, что после увиденного ужаса он не может заснуть.

Подтверждение плачевного состояния частей ВСУ и нехватке у них боекомплектов дают и наши бойцы с передовых позиций. Боец с позывным Волк из сотой бригады ДНР отметил, что у украинцев в последние дни есть «снарядный голод крупных калибров». Он рассказал нашему корреспонденту, что: «Если раньше они нас на позициях обстреливали регулярно и не экономили на боеприпасах, то сейчас обстрелы ведутся преимущественно или калибром 82 мм, или 60 мм – это калибр польских мин, или гранатометами. Снаряды калибра 120 мм и 152 мм летят гораздо реже, чем раньше. Вероятно, эти калибры у украинцев уже в дефиците».
Критическая масса проблем накапливается не только на фронте, но и в тылу украинских войск. Об этом становится известно от украинских журналистов. На днях они сообщили о громком скандале с офицером Нацгвардии в Одесской области. Его задержала полиция по подозрению в вымогательстве похоронных выплат у вдов погибших украинских вояк. Силовики арестовали заместителя командира батальона Нацгвардии с поличным во время получения 150 тысяч гривен (эквивалент суммы более 300 тыс рублей). Но требуемая им от вдов взятка была намного больше: командир требовал отдать ему десять процентов от гарантированных Украиной выплат вдове погибшего прошлой весной в Мариуполе нацгвардейца. Ранее на алчного командира по поводу вымогательства «десятины» у семей погибших уже жаловались как минимум четыре вдовы.

Случаев коррупции, беспредела, преступной халатности и злоупотреблений должностным положением, умышленные невыплаты «боевых» настолько много в ВСУ и Нацгвардии, что их уже не удается замести под плинтус и замолчать. Это касается и кадровой армии, и мобилизованных частей. А пока западные спонсоры продолжают подкармливать украинский зверинец в погонах и не дают сбежать с поводка.