Александр Пасечник, Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности
Политика российских властей по противодействию ценовым потолкам Запада все-таки повлияет на показатели национальной добычи нефти. В марте намечено «добровольное» сокращение производства на 500 тысяч баррелей в сутки (примерно на 5%). Об этом 10 февраля сообщил вице-премьер РФ Александр Новак. Он назвал это «восстановлением рыночных отношений». И пояснил, что «в дальнейших решениях Москва будет руководствоваться ситуацией на рынке». Итак, по факту ответ России на «ценовые потолки» Запада — сокращение экспорта сырой нефти. Агентство Reuters сообщило об отсутствии у ОПЕК+ планов реагировать на намеченное сокращение добычи нефти в России.
7 февраля Еврокомиссия обнародовала разъяснения, что эмбарго на поставки нефтепродуктов из РФ и предусмотренный им ценовой потолок не касаются нефтепродуктов, которые произведены из российской нефти за рубежом, а также смесей российского топлива с нефтепродуктами из других стран, если они смешаны на территории третьих стран. Подобные исключения Александр Новак охарактеризовал как попытку легализации Еврокомиссией серых схем поставок российских нефтепродуктов в ЕС.
Рынок нефти в связи с антироссийскими санкциями действительно продолжает терять прозрачность. Даже такой международный тяжеловес отрасли, как глава французской группы TotalEnergies Патрик Пуянне отметил, что антироссийские санкции порождают параллельный рынок нефти. По его мнению, единого мирового рынка нефти больше нет.
План России сократить добычу не оставил без комментариев Белый дом. Воспользовавшись моментом, Вашингтон поспешил безосновательно обвинить Москву в использовании «энергетического оружия».
Западные санкции не только запустили процесс перенаправления российской нефти на рынки Азии. Они привели к спешному оформлению торговых отношений между российскими нефтяными компаниями и азиатскими потребителями. И влияние на эти сделки со стороны западных компаний будет только падать. Под новые объемы экспорта российского черного золота в восточном направлении будет формироваться свой флот, своя система страхования и расчетов, своя система трейдинга.
Уже стал обыденным тот факт, что российские углеводороды все в больших объемах покупают азиатские игроки – из КНР и Индии. Так, по данным консалтинговой компании Energy Aspects на 9 февраля, в КНР следуют как минимум три супертанкера с российской нефтью марки Urals, которая куплена государственными энергоконцернами PetroChina и CNOOC. Агентство Bloomberg указывает, что в текущем году объем закупаемой Китаем нефти у России может вырасти на 0,5 млн баррелей в сутки — до 2,2 млн баррелей.
Причем на экспортном поле появляются любопытные факты. Так, с момента введения эмбарго на российскую нефть в Евросоюзе Болгария увеличила поставки российской нефти на 30%. Порт Бургас — единственный в Европе, куда все еще может поступать российская нефть, поскольку Софии удалось добиться от Еврокомиссии освобождения от запрета на морскую транспортировку черного золота из РФ. В итоге Болгария стала третьим по величине покупателем российской нефти после Китая и Индии, обогнав в декабре 2022 года Турцию.
Правда, по данным Vortexa, после вступления в силу новых нефтепродуктовых санкций (5 февраля) объем экспорта нефтепродуктов снизился за отчетную неделю до 1,9 млн баррелей в сутки, что примерно на 37% ниже среднего уровня за предыдущие четыре недели. Это начальная шоковая реакция на новые санкции, она была неизбежна. Также реагировали и поставки сырой нефти, которые затем начали восстанавливаться.
Главное узкое место здесь — это логистика. К примеру, ОАО «РЖД» испытывает проблемы с отгрузкой даже согласованных партий нефти из-за слабости портовых перевалочных мощностей на Дальнем Востоке.
Хотя динамика по нефтеналивным грузам на этом направлении есть: Восточный полигон в 2022 году «пропустил» более 29 млн тонн — на 4,6% больше, чем в 2021 году.
ОАО «РЖД» с 2013 года реализует комплекс первоочередных мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. Его целью является ликвидация «узких мест» на железных дорогах Забайкалья и Дальнего Востока для обеспечения дополнительного объема перевозок грузов российских компаний.
В стратегии «экспортной адаптации» РФ весомая компонента – развитие своповых (разменных) поставок нефти и газа. Скажем, здесь перспективны проекты России и Ирана. 10 февраля Александр Новак пояснил журналистам, что стороны продолжают прорабатывать технические возможности таких операций.
Вице-премьер также уточнил, что ни одна российская компания не обращалась за спецразрешением о возможности реализовывать нефть или нефтепродукты в рамках установленных G7 «потолков» цен. Отрадно, что росконцерны даже при созданном недружественной коалицией стран столь экстремальном регуляторном режиме предпочитают не задействовать административные каналы, а искать эффективные алгоритмы в целях обхода санкционных капканов.