Юрий Веселов, военный обозреватель
Министр иностранных дел Израиля Эли Коэн 16 февраля нанес однодневный визит на Украину и все же «удостоился» встречи с главой киевской хунты Зеленским. Следует сказать, что это первая, если не считать необъявленный секретный короткий визит в Судан, зарубежная поездка руководителя израильского внешнеполитического ведомства. И состоявшийся в течение одного часа прием Эли Коэна на Банковой в Киеве о многом говорит.
Накануне поездки Зеленский заявил, что не будет встречаться с представителем правительства Израиля «ради фотосессии» и обусловил готовность переговоров согласием выполнения ряда условий. В первую очередь, Тель-Авив должен «публично осудить российскую агрессию», признать территориальную целостность Украины, поддержать «мирный план» Зеленского, который он намерен вынести на обсуждение ООН, одобрить выделение Киеву израильского кредита на 500 млн. долларов, согласиться на лечение и реабилитацию в израильских клиниках раненых военных и пострадавших гражданских лиц. Кроме того, он потребовал срочной передаче передачи технологического оборудования (электронной техники) для противодействия ракетных налетов и атак беспилотников.
Израильская сторона воздерживается от разглашения конкретных результатов переговоров. Эли Коэн в выступлении перед прессой уклонился от обвинений России, но заявил о поддержке территориальной целостности Украины и прекращении конфликта на основе украинского плана. Израильтянин пообещал выделить Киеву кредит на сумму 200 млн. долларов и изучить возможность предоставления технологического оборудования для обеспечения безопасности от воздушных атак.
Надо признать, что Зеленский был вынужден с большей терпимостью подойти к переговорам с израильским министром и удовлетвориться тем, что достигнуто при встрече. Включая обещания. Даже при том, что глава нацистов требовал от визита большего и, судя по всему, не удовлетворен его итогами. Однако возможное проявление Зеленским бесцеремонного и наглого поведения к израильской стороне или его отказ от встречи вызвало бы крайне негативную реакцию, в первую очередь, в «вашингтонском обкоме» демократической партии, в котором влиятельное еврейское лобби оказывает решающую роль при принятии решений по Украине.
В главном же Киеву не удалось добиться от Тель-Авива осуждения России. А все остальные договоренности остались на уровне заявлений и обещаний. И это в Киеве отлично понимают.
Премьер Израиля Беньямин Нетаньяху и его ближайшее окружение, несмотря на сильные проукраинские и антироссийские настроения в обществе, отчетливо осознает опасные для страны последствия возможного обострения отношений с Россией, военное присутствие которой в соседней Сирии может крайне негативно сказаться на обстановке в стране и регионе в целом. Да, Тель-Авив и Киев после встречи Коэна и Кулебы открыто признали Иран общим врагом, обвинив руководство данного государства во «всех смертных грехах». Но израильская сторона ни словом не посмела обмолвиться с упреком в сторону Москвы, развивающей активное всестороннее сотрудничество с Тегераном. В Тель-Авиве хорошо понимают, что в случае конфронтации в Сирии с Россией на ее стороне выступят Иран, ливанская «Хизбалла» и палестинское движение «Хамас» в секторе Газа. При этом совершенно неизвестно, как в данной обстановке поведет себя арабский мир, с которым у Израиля только начали налаживаться отношения.
Вряд ли нынешнее правительство еврейского государства, несмотря на давление из-за океана, пойдет на оказание широкой военно-технической помощи украинскому режиму. Поставку артиллерийских боеприпасов Тель-Авиву хоть как-то можно было прикрыть объяснением того, что они принадлежали Пентагону и хранились на израильских складах на случай военного конфликта на Ближнем Востоке. Все другие действия не будут подлежать оправданию.
Израильские трезво мыслящие политики и военные отчетливо осознают, что военное присутствие России в Сирии представляет сейчас мощный сдерживающий фактор антиизраильской деятельности различных милицейских формирований, в том числе подчиненных Ирану. Что касается российской политики и практики по укреплению иранской обороноспособности, то это не угрожает безопасности Израиля до тех пор, пока он будет воздерживаться от развязывания вооруженного конфликта против Тегерана. И это также понимают «светлые» головы в самом еврейском государстве. Они также осознают, что, Россия на Украине сражается с возглавляемой США западной коалицией и, как бы сложно не развивались события, победа будет на стороне Москвы.
Беньямин Нетаньяху, как умудренный большим опытом политик и военный специалист, вряд ли поставит на карту сбалансированные отношения с Россией в угоду авантюрно непредсказуемому националистическому режиму Украины.