Владимир Блинков, экономический обозреватель
В новый 2023 г. Украина входит в глубоком экономическом кризисе в общепринятом смысле этого понятия.
Парализована работа ключевой отрасли - электроэнергетики. В стране повреждены все ТЭС и ГЭС, десятки подстанций разного класса и высоковольтные линии электропередачи. Кроме того, Украина лишилась 8 крупнейших электростанций (Запорожские АЭС и ТЭС, Каховская ГЭС, Углегорская, Мироновкая, Луганская, Зуевская и Старобешевская ТЭС), совокупной мощностью 16200 МВт. В итоге, украинская энергосистема, обладавшая к началу СВО практически тройным запасом мощности из-за деиндустриализации и снижения потребления населением, в шаге от прекращения своего существования. Она уже несколько раз расползалась на отдельные энергетические сегменты, которые украинские энергетики кое-как «сшивали» воедино.
Основными источниками электроэнергии в быту стали бензиновые электрогенераторы, в промышленности - работающие на дизеле более мощные промышленные агрегаты. Практически все торговые предприятия также обзавелись генераторами.
Ни те, ни другие в Незалежной не изготовляются и импортируются из Китая, Турции и стран Евросоюза. Но, их не хватает. А без промышленных генераторов, в случае выхода из строя системы электроснабжения, не смогут функционировать ни фабрики, ни производственные линии, ни больницы, ни заправочные станции, ни котельные. Но вырабатываемая ими электроэнергия примерно в 5 дороже, чем «сетевая». Возросшие производственные расходы как в промышленности, так и в торговле повлекут за собой рост стоимости практически всех продаваемых товаров.
Считавшаяся весьма перспективной для экономики республики «зеленая энергетика», по сути, «убита», уцелело после ракетных обстрелов на Западной и Северо-Западной Украине примерно 20% установок.
Приносившие в казну валютные доходы металлургические предприятия разрушены на 50%, доходы от сектора резко упали.
Прогнозируется ухудшение ситуации в основном нынешнем валютном доноре экономики - агропромышленном комплексе. По оценкам Минагрополитики Украины посевные площади в 2023 г. сократятся на 25% (7 млн га) до 22 млн га. Проблемы с логистикой и электроснабжением сделают нерентабельным выращивание многих зерновых культур. В итоге, по оценке директора департамента аграрного развития министерства Игоря Виштака, существенно изменится структура посевных площадей в пользу масличных культур, а вынужденное уменьшение объемов вносимых удобрений напрямую повлияет на показатели валового сбора урожая. «Для внутреннего потребления, конечно, по всем группам продовольствия мы будем обеспечены, но ожидается снижение экспортного потенциала. В частности, будет посеяно гораздо меньше кукурузы, тогда как это одна из основных зерновых культур, которые шли на экспорт», - отметил Виштак.
Валовый сбор урожая в 2023 г. по оценкам украинских специалистов сократится втрое по сравнению с рекордным довоенным уровнем – до 40 млн тонн с почти 120 млн тонн в 2021 г. (в 2022 г. – 60 млн). Сокращение урожая до таких низких показателей неизбежно в результате сложившейся в стране экономической ситуации считает владелец зернотрейдингового холдинга «Прометей» Рафаэль Гороян. «Сложится значительный дефицит пшеницы, ячменя и кукурузы. Но, подсолнечника и сои будет достаточно. Существенно сократятся посевы кукурузы т.к. ее дорого сушить, в результате чего значительная часть урожая в 2022 г. так и осталась на полях. Экспорт ее в 2023 г. резко снизится», - добавил он.
По его мнению, сокращение урожая зерновых приведет к обвалу в Украине стоимости инфраструктурных активов, таких как порты, элеваторы и транспортные средства, а также резкому росту мировых цен на пшеницу, кукурузу и ячмень. Наиболее «чувствительно» сокращение урожая пшеницы, поскольку это «политизированная» культура, связанная с мировой продовольственной безопасностью, дефицит которой повлечет за собой рост ее котировок на основных мировых биржах.
Ухудшение положения в промышленности, сельском хозяйстве и торговле приведет к тому, что поступления в бюджет сократятся почти по всем статьям. Доходы от НДФЛ упадут на 14% по сравнению с 2022 г., от налога на прибыль - на 22%, от акцизов - на 15%. В итоге, поступления в бюджет в виде налогов и сборов прогнозируются в сумме 1,3 трлн грн (снижение на 18% по сравнению с 2022 г.), которых хватит только на финансирование военных действий.
Самой значительной статьей расходов бюджета будут военные нужды – 1,2 трлн грн или 44% расходов. Пенсии планируют поднять на 26%, чуть ниже официальной инфляции, которая прогнозируется на уровне 28%. Остальные статьи секвестируются: образование - на 17%, медицина - на 10% и т.д..
Но, это – оптимистический прогноз правительства, который многие украинские экономисты не разделяют. «Весь 2023 г. оценивать пока сложно, но в I квартале продолжится стремительное падение ВВП, он может рухнуть минимум на 25%», - считает, например, аналитик Виталий Ваврищук.
В итоге, страна будет «отчаянно барахтаться, силясь не «уйти под воду» как самостоятельный экономический субьект. Выжить удастся только за счет внешних заимствований. По оценке МВФ в 2023 г. Украине необходимо получить внешнее финансирование в объеме 40–48 млрд долл. для того, чтобы национальная экономика продолжила функционировать. Абсолютно все социальные обязательства государства – зарплата работающим в бюджетной сфере, пенсии, социальная помощь малообеспеченным слоям населения и инвалидам – лягут на плечи «дружественного» Украине Запада.
Отметим, что госдолг Украины в 2022 г. уже вырос в 1,5 раза и впервые превысил размер ВВП страны, достигнув 111,34 млрд долл. Из них 65%, по оценке украинского минфина, – госдолг по зарубежным кредитам, который надо будет отдавать. А как? Ответа на этот и другие крайне неудобные вопросы, похоже, нет ни у президента Владимира Зеленского, ни у его окружения. Кто потом будет отдавать эту прорву денег? Явно не Владимир Зеленский и не премьер Денис Шмыгаль. Отдавать долг будут все украинцы. Вместе.
Как считают многие украинские эксперты «текущий год станет определяющим для украинской экономики и государственности. При сохранении нынешних тенденций, если боевые действия продолжатся, то примерно к середине года страна пройдет точку невозврата. Сейчас худо-бедно у нее еще сохраняется потенциал для самовосстановления. Но, примерно к лету 2023-го, по их мнению, «окно возможностей закроется» и Украина прекратит существование как самостоятельное государство, опирающееся на собственную экономику.