Марина Харькова, журналист, Донецк
Все чаще и чаще бойцы с передовой донецкого фронта рассказывают, что они сталкиваются уже не столько с наемниками – «дикими гусями» или «солдатами удачи», сколько с кадровыми иностранными военными, которые не только отдают приказы украинским воякам, но и воюют наравне с ними. Такие случаи были и возле Угледара, и на марьинском, и на авдеевском направлениях. «Если украинские боевики ведут разговоры не на зашифрованных защищенных частотах, а такое происходит, то эфир буквально забит английской речью. И мы понимаем, кто против нас там воюет. Такое впечатление, что иностранные подразделения начали обкатку в реальных боевых условиях в Донбассе. Когда мы по ним бьем, их не жалко. Но сам факт, что иностранцев в рядах ВСУ стало заметно больше, чем год или два назад, мы наблюдаем лично», рассказал вашему корреспонденту командир минометной батареи позывной Баркас, чьи позиции находятся на северо-западе Донецка.
Российские военкоры тоже сообщают о подобных историях. Несколько дней назад украинский боевик попал в плен возле Авдеевки. Он рассказал, что его бригаду перебросили под Донецк с херсонского участка фронта, где ими руководили канадские и британские офицеры. Пленный особо отметил, что они не занимались инструктажем, а принимали личное активное участие в боевых действиях:«Я думаю, что они ближе к офицерскому составу, потому что рядовые так не работали никогда. Переводчик с ними общался, и они группой заходили, отрабатывали определённые ситуации и уходили. С нами практически не разговаривали». Канадцы в основном работали с украинскими морпехами. Однажды по ним был нанесён удар, после чего иностранцев сразу эвакуировали, отметил пленный. Под Авдеевкой пленный тоже видел иностранных военнослужащих, которые непосредственно воевали с российской армией: «Они пару раз отработали из «Джавелина» (переносной противотанковый ракетный комплекс). А в основном стреляли из пулеметов. В этой группе было два-три человека, и с ними всегда был переводчик».
О роли британских морпехов в тайных операциях на Украине недавно рассказали и западные журналисты. На страницах британского The Times впервые публично признали факт участия королевских морпехов в боевых действиях на Украине. Генерал-лейтенант Роберт Магован заявил, что морпехи поддерживали некие «тайные операции» в «крайне деликатных условиях», поскольку всё это было сопряжено «с высоким уровнем военно-политического риска». До этого в Великобритании признавали лишь факт привлечения специалистов Специальной авиадесантной службы в операциях на Украине. Тогда 350 морпехов из состава 45 батальона «Коммандос» были откомандированы на Украину для охраны дипломатов во время начала спецоперации. Их перебросили из Норвегии, где 45 батальон принимал участие в учениях, в Польшу, а оттуда отправили на Украину. В апреле 2022 года морпехи перебрались из Львова в Киев.
Генерал-лейтенант Магован признаёт, что помимо охраны дипучреждений морпехи занимались и другими задачами, участвуя в тайных операциях, раскрывать суть которых он не уполномочен. Но отрывочные сведения об этом все же получали огласку.
В мае британские военные советники обнаружились в окружении губернатора Запорожья Александра Старуха. Кроме того, в Харьковской области под руководством британских офицеров велась подготовка украинских групп для проведения диверсий на территории России. В июне факт участия в боевых действиях на стороне Украины британского спецназа был подтвержден наемником из «Интернационального легиона». Британских специалистов на Украине оказалось значительно больше, чем сто и все они задействованы в конфликте на стороне Украины. Кроме Великобритании, подготовкой и отправкой на Украину занимаются и США.
Пентагон возродил реализацию сверхсекретных программ на территории Украины. По данным The Washington Post, речь идёт о размещении бойцов Сил специальных операций США для «наблюдения за перемещением российских войск». Под программы планируется расширение бюджетного финансирования, а американские военные спецы уже внедрены на территории Украины. Сумма на их содержание составляет 15 млн долларов, но важность программы состоит в том, что эффективная диверсионная работа даже небольшой группы может осложнить ситуацию на фронте гораздо сильнее, чем очередная партия бронетехники.
В американском конгрессе опасаются, что, учитывая масштаб конфликта и серьезны потери ВСУ, Пентагон будет вынужден задействовать американские спецподразделения непосредственно в зоне боевых действий, что создаст угрозу неконтролируемой военной эскалации между Россией и США, а также ударит по политическому рейтингу Байдена, публично обещавшего не отправлять американских военных на украинский фронт. Пентагон ответил конгрессменам, что деятельность бойцов ССО США на Украине будет носить исключительно «небоевой характер», якобы не предусматривающий их прямого участия на фронте. Но история аналогичных программ в других странах свидетельствует об обратном. Поэтому заверения американского военного ведомства выглядят как доза успокоительного для слишком нервных конгрессменов.
Не менее активно включились в войну против России и поляки. Польское издание «Onet» в материале журналиста Марцина Вырвала «W Ukrainie powstaje pierwsza polska jednostka specjalna» («На Украине создан первый польский спецназ») сообщает, что в Киеве появилось первое польское спецподразделение при министерстве обороны Украины. Поляки будут выполнять разведывательные и диверсионные задачи. В элитное подразделение направлены самые опытные военнослужащие, в том числе добровольцы, уже воевавшие против России. 15 февраля в Киеве прошла встреча, где и было объявлено об этом. На встрече присутствовали гражданин Польши, который является организатором подразделения, и представитель министерства обороны Украины, которому поляки будут подчиняться. Желающие вступить в польское подразделение будут выбираться с учетом опыта, наличия военной подготовки, психологической устойчивости. Вербовочный центр создан в Польше. База подразделения находится в секретном месте в Киевской области. Создан и штаб, тоже работающий в условиях секретности. Сообщается, что диверсанты уже готовы к боевым действиям. Представитель министерства обороны Украины заявил, что окончательное оформление документов подразделения займет до двух недель. Одновременно с польским подразделением формируется аналогичное диверсионное подразделение, состоящее из немцев.
Другое польское издание, «Niezalezny Dziennik Polityczny», сообщило, что Варшава закрывает глаза на призыв своих граждан в украинскую армию и едко отметило: «Новое кладбище в Ольштыне в американском стиле предназначено для более эффективных захоронений на фоне растущего числа потерь», намекнув на массовое участие поляков в боевых действиях совсем скоро.
Недаром говорится, что история учит тому, что ничему не учит. Накануне Второй мировой войны такие же действия предпринимали и Германия, и подчиненные ей страны гитлеровской коалиции: расширяли военное производство, готовили новые дивизии и диверсионные группы. Теперь главными застрельщиками опасной ситуации являются США, Польша и Великобритания. А Украину они используют как поставщика «пушечного мяса» и как полигон для обкатки своих военных подразделений и оружия. Причем, своих военных западные страны внедряют не только отдельными подразделениями, но и в состав ВСУ.
Например, в 35 бригаде морской пехоты, участвующих в боях в Донбассе, служит более ста иностранцев. Офицер этой бригады подтвердил такие факты украинскому изданию «Страна уа»: «Служат легально, согласно нормам украинского закона, который позволяет иностранцам проходить службу. Служат на общих основаниях, получают такую же зарплату и довольствие, как и мы. Больше всего граждан Канады и США, они к нам приезжают сюда уже обученными, со стажем службы в армии США и даже с боевым опытом в Афганистане и Ираке. Они не скрывают, что приехали увидеть, как воюют россияне. И хотя они утверждают, что не являются военнослужащими своих армий, в это верится с трудом, профессионалов сразу вычисляешь. А это спецы высокого класса. Скорее всего, это маскировка и они - действующие военные других государств. Видимо, боевой опыт такого рода интересен армии их стран».