Главы внешнеполитических ведомств стран Центральной Азии и госсекретарь США Энтони Блинкен в ходе встречи в Астане в формате С5+1 обсудили взаимодействие в сферах борьбы с терроризмом и продовольственной безопасности. Об этом заявил во вторник заместитель премьер-министра - министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберди на совместной пресс-конференции с госсекретарем США Энтони Блинкеном.
Востоковед, специалист по Центральной Азии Аждар Куртов отмечает в этой связи, что «цели США в Центральной Азии не изменились с момента распада Советского Союза. Это разъединить, ослабить и Россию, и сами эти страны. Ведь небольшими странами США легче управлять политически и легче соблазнять различными экономическими методами - с помощью посулов, подачек, и, в конце концов, такие страны легче покупать. Коррупция в этих странах в 1990-х годах появилась там именно благодаря действиям США, а в Казахстане тем более. И известно так называемое дело Гриффина, советника Администрации Белого дома, который даже американским судом был привлечен к ответственности именно за коррупционные действия в отношении Правительства Казахстана. А сейчас США пытаются воспользоваться ситуацией не только против России, но и против Китая. Китай активно сотрудничает со странами Центральной Азии, он в этом кровно заинтересован потому, что для него это надежный тыл. Ведь существует опасность, что США при помощи своего мощного военно-морского флота могут перекрыть каналы коммуникаций по морям, через которые Китай осуществляет свою внешнюю торговлю, а наземные пути из Китая в Европу как раз пролегают через страны Центральной Азии. Поэтому естественно, что США всеми силами пытаются сохранить, как они считают, монопольное право на вершение судеб в любом регионе мира, а Центральная Азия для них представляет интерес и в плане приложения бизнеса в энергетике, в добыче углеводородов, и в плане того, что этот регион граничит еще и с Афганистаном, где США долго присутствовали в военно-политическом смысле, да и до сих пор не оставляют планов каким-то образом вернуть себе эту территорию».
По словам эксперта, «в 1990-х годах с точки зрения экономики интерес к сотрудничеству с США проявлял Казахстан и Узбекистан. И одна из дочерей Каримова была даже замужем за представителем американского бизнеса. Такое сотрудничество и понятно, ведь и Казахстан, и Узбекистан – это страны, недра которых очень богаты природными ресурсами, и американские компании активно разрабатывали нефтепромыслы материковой части Казахстана. Другие же страны, такие как Таджикистан и Киргизия, для США малоинтересны потому, что они небольшие и их недра не богаты природными ресурсами, да и Китай оказывает в этих странах конкуренцию США. Туркменистан же больше ориентирован на сотрудничество с Турцией, чем с США, из-за географического расположения. Вот такой расклад до сих пор имеет место быть во внешней политике этих стран. Хотя, что касается Узбекистана, то в меньшей степени, поскольку новый президент больше ориентирован на выход из изоляции и настроен на сотрудничество с Россией и Китаем. Кроме того, ведутся дискуссии о возможности присоединения в качестве полноправного участия Узбекистана в ЕАЭС, поэтому здесь у американцев шансы не такие большие на успех».