Юрий Веселов, военный обозреватель
Сирия нуждается в срочном усовершенствовании системы противовоздушной обороны, полагают иранские эксперты, оценивая результаты ракетного удара Израиля по Дамаску в ночь на 19 февраля 2023 года.
Израильский ракетный удар был осуществлен по зданию культурного центра в Дамаске в тот момент, когда в нем проходило совещание ведущих иранских специалистов в области разработки и производства беспилотных летательных аппаратов. По сообщению анонимного источника, представляющего местную службу безопасности, на совещании велась речь о передаче сирийцам иранских передовых технологий производства не только беспилотников, но и ракет, а также высокоточных авиационных боеприпасов для ВВС Сирии.
В результате ракетной атаки тяжелые ранения получили два иранских инженера, которые самолетом были доставлены в госпитали Тегерана. Ранее сообщалось, что жертвами стали 15 человек.
Следует признать, что оборонная промышленность Ирана в последние годы достигла впечатляющих результатов в создании собственных средств ПВО. В настоящее время иранцы создали трехуровневую эшелонированную объектовую защиту от воздушного нападения противника, основу которой составляют зенитные ракетные комплексы (ЗРК) большой дальности С-200 советского, С-300ПМУ-2 российского и «Bavar 373» (Символ веры) собственного производства.
По признанию иранцев, «Символ веры» по своим тактико-техническим и боевым характеристикам способен конкурировать с российскими С-300 «Фаворит» и С-400 «Триумф», и начал активно поступать в войска с августа 2019 года. Комплекс включает несколько пусковых установок (по две или четыре ракеты в каждой), РЛС обнаружения, радар сопровождения и командную машину. Стрельба ведется ракетами класса «земля-воздух» типа «Sayyad 4».
Иранский ЗРК способен обнаруживать цели на расстоянии до 320 км, производить перехват на расстоянии до 200 км и на высотах до 27 км. Средства локации могут фиксировать одновременно до 300 целей, сопровождать до 60. Максимальное число одновременно обстреливаемых объектов – 6.
Другим и не менее высокотехнологичным ЗРК является иранский комплекс «Хардад-15» среднего радиуса действия. Поставлен на вооружение ПВО КСИР летом 2019 года. Применяет ракеты «Sayyad 3», способные поражать цели на расстоянии до 120 км и высоте до 27 км. Твердотопливный двигатель ракеты позволяет развивать скорость до М=4,5 – 5. Ракета поступает с завода в герметизированном транспортно-пусковом корпусе, совместимом с пусковыми установками различных типов.
Оба ЗРК оснащены РЛС с активной фазированной антенной решеткой, что позволяет определять малозаметные радиолокационные цели и вести по ним эффективный огонь. Так, в июне 2019 года ЗРК «Хардад-15» успешно сбил американский БПЛА RQ-4A BAMS-D в зоне Персидского залива, что стало полной неожиданностью для Пентагона.
Именно об этом комплексе велась речь на телевизионном шоу в поддержку безопасности Сирии.
Только вряд ли само по себе развертывание командованием КСИР Ирана своих ЗРК на территории Сирии решит задачу значительного усиления объектовой ПВО арабского государства. Главной причиной довольно успешных действий Израиля в Сирии остается проблема наличия в стране мощной разветвленной разведывательной сети еврейского государства. Примерно такая же ситуация сложилась в самом Иране и Ираке, что позволяет разведслужбам Израиля практически в реальном масштабе времени получать ценную информацию (а в большей степени заблаговременно) о деятельности Ирана в регионе.
Именно на этом военно-политическому руководству Ирана и Сирии следует сосредоточить особое внимание и действия для усиления безопасности.
Вряд ли иранцы будут поставлять в Сирию передовые зенитные средства собственной разработки и производства во избежание их массовых потерь, а главное – раскрытия их подлинных боевых характеристик.