Сергей Саенко, международный обозреватель
В Нью-Дели 1-2 марта прошла встреча глав внешнеполитических ведомств стран «Большой двадцатки» (G20). Российскую делегацию на этом мероприятии возглавлял министр иностранных дел Сергей Лавров. В рамках этого форума он провел целый марафон двусторонних встреч с коллегами из ряда стран. Данный факт лишний раз подтвердил, что Западу, как он ни старался, так и не удалось изолировать Россию на международной арене.
Не случайно же в этой связи на пресс-конференции по итогам заседания Совета министров иностранных дел (СМИД) «двадцатки» Сергей Лавров заявил, что Запад изолирует сам себя, а не Россию, и это осознание скоро придет. По его словам, Москва не чувствует себя изолированной в ходе мероприятий G20 и, тем более, когда проводит саммиты и министерские встречи в рамках БРИКС, ШОС, во время встреч с членами Лиги арабских государств, с членами Африканского союза, с латиноамериканскими друзьями.
Сразу отметим, что общую декларацию по итогам встречи в Нью-Дели, как, кстати, и на прошлой неделе на форуме глав министерств финансов и председателей центральных банков в Бангалоре, одобрить не удалось. Об этом 2 марта сообщил Сергей Лавров сразу после заседания Совета, которое прошло в закрытом режиме. Как отметил глава отечественного МИД, все из-за споров вокруг проводимой Россией на Украине специальной военной операции (СВО). Как отметил МИД Индии, пункты 3 и 4 этого документа, касающиеся Украины, не были согласованы всеми странами-членами из-за несогласия с изложенными в них положениями России и Китая.
Выступление Сергея Лаврова на Совете коллег из G20 было достаточно жестким, чего ранее за ним на подобных форумах не замечалось. В частности, глава МИД России заявил: «Хотел бы принести извинения индийскому председательству и коллегам из стран глобального Юга за непотребное поведение ряда западных делегаций, которые превратили работу над повесткой дня «двадцатки» в балаган в попытке переложить свою ответственность за провалы в экономической политике на других, прежде всего на Россию».
В ходе своего выступления глава российского внешнеполитического ведомства поддержал «выстраивание общего будущего человечества», призвал «отказаться от диктата на глобальной арене», «поставить заслон» нелегитимным санкциям Запада и любым формам нарушения свободы международной торговли». К примеру, Сергей Лавров заявил, что «Запад без зазрения совести хоронит известную гуманитарную инициативу генерального секретаря ООН» по безвозмездной передаче российских удобрений африканским странам. Он также подчеркнул, что нет препятствий для вывоза сельхозпродукции России, как бы Евросоюз ни пытался убедить мировую общественность в обратном.
В своем выступлении Лавров также констатировал, что Россия настроена на формирование надежных транспортных коридоров, независимых платежных систем и расширение расчетов в нацвалютах в рамках БРИКС, ШОС, ЕАЭС. Помимо этого министр подчеркнул важность участия России в быстром и честном расследовании диверсии против «Северных потоков». При этом он отметил, что Москва «шокирована безнаказанной диверсией против магистральных газопроводов "Северного потока" в зоне ответственности НАТО и ЕС».
Безусловно, все высказанное Сергеем Лавровым на Совете G20 было актуально и крайне важно для понимания позиции России по ключевым проблемам международной жизни, включая и СВО на Украине. Вместе с тем, не менее важное значение для нашей страны имели двусторонние встречи российского министра иностранных дел со своими коллегами из стран БРИКС – Индией, Китаем, Бразилией, а также Турцией.
Так, 1 марта на полях саммита G20 Сергей Лавров провел переговоры с хозяином саммита – главой МИД Индии Субраманьямом Джайшанкаром. Рабочий завтрак проходил в Хайдерабадском дворце индийской столицы. В ходе беседы стороны обменялись мнениями по двухстороннему сотрудничеству и вопросам G20. В частности, министры обсудили темы торгово-инвестиционной и транспортно-логистической кооперации, перехода на национальные валюты во взаиморасчетах, а также проекты в энергетике.
В этот же день российский министр встретился со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу. Одной из главных тем переговоров была «зерновая сделка», срок действия которой заканчивается 18 марта. Сергей Лавров в этой связи заявил, что сделка может быть продлена только при учете «интересов российских производителей сельхозпродукции и удобрений в плане беспрепятственного доступа на мировые рынки». В ходе встречи обсуждалась и помощь Анкаре в ликвидации последствий недавнего землетрясения, а также нормализация турецко-сирийских отношений.
А в четверг, 2 марта, Сергей Лавров встретился с новым главой МИД КНР Цинь Ганом, который занял этот пост всего два месяца назад. Дипломаты двух стран обсудили ситуацию вокруг Украины, включая позицию Пекина по политическому урегулированию украинского кризиса, а также рассмотрели ряд актуальных международных тем. В ходе беседы обе стороны заявили, что удовлетворены высокими темпами развития политического диалога между странами и практического сотрудничества. При этом дипломаты подчеркнули, насколько важно укрепление тесной внешнеполитической координации Москвы и Пекина на различных международных площадках, включая ООН, ШОС, БРИКС, АТЭС и другие форматы.
Как показало обсуждение основных вопросов на саммите глав МИД «двадцатки» в Нью-Дели, а также первая личная встреча Сергея Лаврова и Цинь Гана, позиции России и Китая во многом сходятся, что вселяет определенную уверенность в том, что Пекин намерен и далее шагать нога в ногу с Москвой на международной арене.
Говоря о прошедшей встрече в Нью-Дели, нельзя не сказать несколько слов о несостоявшейся «сенсации», о которой сообщили некоторые западные СМИ, – переговорах Сергея Лаврова с госсекретарем США Энтони Блинкеном. На заседании Совета они сидели далеко друг от друга. А вот затем в кулуарах саммита Лавров и Блинкен все же пересеклись и по просьбе американца имели краткую беседу, которую трудно назвать переговорами. В разговоре «на ногах», как передало агентство Associated Press, Блинкен заявил, что США будут и дальше продолжать поддерживать Украину, призвал Москву пересмотреть решение о приостановке участия в ДСНВ и освободить осужденного в России за шпионаж американца Пола Уилана. При этом отмечается, что американский госсекретарь никак не прокомментировал реакцию российского министра на его требования.
По словам же официального представителя МИД России Марии Захаровой, из-за того что США «отодвинули дипломатию на второй план» и выступают за эскалацию конфликтов в мире, не должно быть сомнений и в том, что встреча Лаврова и Блинкена на полях «двадцатки» не планировалась. В общем, так и получилось – бегать за американцами мы не намерены.
В заключение хотелось бы отметить, что прошедшая накануне встреча глав МИД стран G20 в Нью-Дели со всей очевидностью показала абсолютный развал нынешней архитектуры международных отношений из-за игнорирования Западом объективных аргументов России и ряда других стран, а также зарождение нового многополярного мира.