Сергей Саенко, международный обозреватель
Премьер-министр Австралии Энтони Альбанезе 8 марта прибыл в Индию с трехдневным государственным визитом. Как сообщила индийская газета The Hindu, цель визита – «предать новый импульс связям двух стран посредством углубления торговых, инвестиционных и оборонных отношений». Заметим, этот первый визит главы австралийского кабинета министров с 2017 года состоялся всего за несколько дней до приезда в Нью-Дели премьер-министра Японии Фумио Кисиды. Эти два события объединяет одно – Австралия, Индия, Япония вместе с США входят в так называемую группу QUAD (Quadrilateral Security Dialogue).
Решение председательствующего в этом году в «Большой двадцатке» (G20) индийского премьера Нарендры Моди впервые за последние шесть лет пригласить австралийского лидера в Индию иллюстрирует решимость вывести всеобъемлющее стратегическое партнерство и военно-техническое сотрудничество Нью-Дели с Австралией на новый уровень перед лицом общих угроз и вызовов. Схожую позицию, заметим, занимает и австралийский лидер, который в своих высказываниях накануне визита сделал упор на то, что «более сильное партнерство Индии и Австралии полезно для стабильности нашего региона». «Я с нетерпением жду возможности принять премьер-министра Моди в Австралии в середине года на саммите QUAD и снова посетить Индию в сентябре на саммите лидеров G20», – отметил Альбанезе.
Оборонное сотрудничество с Индией и предстоящий саммит QUAD, который пройдет 24 мая, австралийский премьер упомянул совсем не случайно. Одной из приоритетных тем встреч и переговоров Альбанезе в Индии стало как раз объединение усилий Нью-Дели и Канберры перед лицом растущей конфронтации с Китаем, вынуждающей обе ведущие страны Индо-Тихоокеанского региона (ИТР) увеличивать расходы на военные нужды, а также активизировать совместные военно-морские учения. Так, не далее как в августе текущего годапланируется, что флота «четверки» соберутся вместе для участия в ежегодных военно-морских учениях Malabar Naval Wargaming, которые впервые будут организованы Канберрой.
Сегодня в столицах стран – участниц группы QUAD уже не скрывают, что главная цель этого объединения – противостоять все растущему влиянию и доминированию Китая в ИТР. Роль лидера в этой части земного шара чрезвычайно велика. В данном регионе сосредоточены страны, которые производят половину мирового экспорта, шесть держав, обладающих ядерным оружием, восемь стране с наибольшими расходами на оборону и одиннадцать крупнейших импортеров вооружений. Вот и получается, кто контролирует ИТР, тот фактически имеет ключи от всего мира.
Не случайно же накануне визита Альбанезе в Нью-Дели бывший верховный комиссар Индии в Австралии Навдип Сури заявил, что деловые отношения между двумя странами имеют решающее значение в контексте именно QUAD. Напомним также, что на прошлой неделе министры иностранных дел государств – членов «четверки» встретились в Нью-Дели на полях министерского саммита G20 и совместно выступили с обвинениями в адрес Пекина. Правда, не решившись при этом назвать, о какой критикуемой стране конкретно идет речь. Но и всем было и так все понятно – это Китай, в котором страны QUAD видят экзистенциальную угрозу. Отсюда исходит и повышенная активность США в ИТР, которые стремятся установить в этом регионе новый мировой порядок, основанный на правилах, приемлемых для Америки и ее союзников.
Однако влияние Китая в регионе этому явно мешает, и Вашингтон собрал вокруг себя согласных противостоять этому и поддержать открыто конфронтационный подход в отношении Пекина. И это не только группа QUAD, но и созданный Вашингтоном в сентябре 2021 году военный блок AUKUS, куда помимо США вошли Австралия и Великобритания. Именно этот блок Соединенные Штаты планируют превратить в «Азиатское НАТО». По замыслу Вашингтона, этот вариант Североатлантического альянса должен будет доминировать в ИТР и вместе с QUAD противостоять Китаю. Добавим, что и России тоже, поскольку наша страна имеет выход в Тихий океан и к тому же является одним из самых тесных партнеров Пекина.
Говоря о ситуации в ИТР, нельзя не сказать несколько слов о том, что по-прежнему сохраняется напряженная обстановка вокруг Тайваня. В частности, под предлогом угрозы со стороны Китая США продолжают продавать оружие Тайбэю. В ответ на это МИД КНР заявляет, что Пекин в таких условиях продолжит принимать необходимые меры для защиты своей безопасности и суверенитета, поскольку считает остров своей территорией – отсюда и постоянные полеты китайских боевых самолетов над Тайванем и барражирование военных кораблей ВМФ Китая в акватории «мятежного» острова.
Отметим, в последнее время заметно изменилась и риторика заявлений официального Пекина. Так, реагируя на усиление военно-политической активности Соединенных Штатов и их союзников в ИТР, новый глава МИД КНР Цинь Ган на недавней ежегодной пресс-конференции в Пекине предостерег США, так же как и их союзников и партнеров в двух океанах, от попыток создать азиатскую версию НАТО для сдерживания Китая. По его словам, такая политика сдерживания Китая «обречена на провал».
«Индо-Тихоокеанская стратегия США, афишируя свободу и открытость, в реальности сколачивает закрытые группировки, эксклюзивные кружки, под предлогом защиты региональной безопасности на деле провоцирует конфронтацию и конфликт… В Азии не должна начинаться холодная война, и кризис украинского образца ни в коем случае не должен воспроизводиться в нашем регионе», — констатировал Цинь Ган.
Как заявил китайский дипломат, США постоянно говорят о необходимости соблюдения правил, но сами ведут нечестную конкуренцию. Цинь Ган также отметил, что подавление и сдерживание КНР не сделают США «снова великими» и не смогут остановить возрождение Китая. Столь резкие и недвусмысленные высказывания главы внешнеполитического ведомства Поднебесной могут свидетельствовать о том, что Пекин готов решительно отстаивать свои интересы в ИТР и не намерен уступать инициативу в регионе США и их союзникам.
В заключение же хотелось бы обратить внимание на некоторую активизацию деятельности Нью-Дели в четырехугольнике Австралия – Индия – США – Япония, чего ране не наблюдалось. Данный факт невольно наталкивает на мысль о том, что Вашингтону постепенно удается втянуть Индию в свои планы по противостоянию Китаю, используя для этого в первую очередь участие Нью-Дели в QUAD. В этой связи невольно напрашивается вопрос: неужели США удалось сломать Индию и заставить ее отказаться от принципов Движения неприсоединения, у истоков которого стоял Нью-Дели?
Правда, следует отметить, что на вопрос, к какому лагерю Индия сегодня себя относит, будь то американо-китайское противостояние или конфликт между Россией и Украиной, официальный Нью-Дели обычно отвечает, что это «индийский лагерь». Другими словами, для нее «отличие от других» само по себе является важной составляющей внешней политики страны, которая до сих пол обладала полной независимостью и суверенитетом. Хотелось бы надеяться, что так будет и впредь…