Юрий Веселов, военный обозреватель
Итак, после долгих и сложных консультаций руководители Исламской Республики Иран и Королевства Саудовская Аравия приняли судьбоносное для своих народов, стран региона и мира решение о полной нормализации двусторонних отношений. Переоценить значение достигнутого трудно, а практические результаты политической воли лидеров двух влиятельнейших мусульманских государств способны коренным образом изменить развитие событий не только в арабском мире, но и в других мировых регионах.
Отношения между Ираном и Саудовской Аравией осложнились после иранской революции и прихода к власти в 1979 году аятоллы Хомейни. С тех пор они переживали постоянный кризис. Открытое соперничество началось после падения в Ираке режима Саддама Хусейна, в ходе которого иранцы значительно укрепили свое влияние в Ираке, Сирии, Ливане, Йемене и Бахрейне. В результате Иран стал символом сопротивления политики США и Израиля и империализма в целом.
Однако на очередное значительное обострение отношений Ирана и КСА повлияли трагические события хаджа 2015 года, когда в Мекке во время давки паломников погибли 464 иранца. Тегеран обвинил саудовцев в некомпетентности, а Эр-Рияд в слишком политизированном отношении к произошедшему. Стороны разорвали дипломатические отношения в 2016 году после казни саудовцами шиитского проповедника и местного лидера оппозиции Нимра ан-Нимра, после чего разгневанная толпа разгромила дипломатические представительства Саудовской Аравии в Тегеране и других иранских городах.
Но уже в следующем году начались консультации по нормализации отношений, однако они были свернуты с приходом к власти Дональда Трампа, администрация которого всеми средствами стремилась сформировать антииранскую коалицию в составе арабских и европейских государств. В результате Вашингтону удалось убедить руководителей ОАЭ и Бахрейна установить дипломатические связи с Израилем. Под нажимом американцев выразил готовность Судан пойти по пути двух арабских стран. В Саудовской Аравии также задумывались об официальных отношениях с еврейским государством.
В свою очередь Джо Байден попытался разморозить связи с иранцами: США даже выражали заинтересованность в возобновлении Совместного всеобъемлющего плана действий и снятия санкций с Ирана в обмен на частичное свертывание работ по ядерной программе. Но ничего из этого не вышло. А ирано-саудовские консультации по нормализации продолжались. Сначала они проходили в Багдаде, затем в Дохе. Встречи были и в некоторых европейских столицах, а наиболее значимые даже в Эр-Рияде и Тегеране. При этом стороны не афишировали переговоры и стремились к строгой конфиденциальности.
На заключительном этапе в период с 8 по 10 марта 2023 года был выбран Пекин. По согласованию обеих сторон руководство Китая выступило посредником в выработке договоренностей. Соглашение о нормализации отношений подписали советник по национальной безопасности и государственный министр Саудовской Аравии Мусайед аль-Айбан, секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана адмирал Али Шамхани в присутствии Ван И - заведующего Канцелярии Комиссии ЦК КПК по иностранным делам Китайской Народной Республики, которая выступила в качестве гаранта договоренностей.
В совместном заявлении представители сторон подчеркнули незыблемость уважения суверенитета и территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела обеих стран.
Соглашение гарантирует действие ранее подписанных договоров, касающихся сотрудничества в областях безопасности, экономики, торговли и инвестиций, развития промышленности, научной деятельности и образования, культуры, укрепления спортивных и молодежных связей. Договоренности предусматривают продолжение переговоров между представителями внешнеполитических ведомств с целью согласования вопросов обмена дипломатических представительств в обеих странах и укрепления отношений. Стороны согласились открыть Посольства в Тегеране и Эр-Рияде через два месяца.
Председатель Госсовета КНР Си Цзиньпин в своем поздравлении призвал руководство Саудовской Аравии и Ирана к использованию возобновления отношений для преодоления существующих разногласий путем дипломатических переговоров. При этом Китай готов всеми средствами содействовать их успеху.
Следует отметить, что подписанные в Пекине договоренности о нормализации исключительно положительно восприняты в обеих странах. Так, министр иностранных дел Саудовской Аравии эмир Фейсал бен Фархан заявил, что «соглашение обеспечит диалог между государствами, политическое решение общих вопросов и восстановление безопасности в регионе». У стран региона общая судьба и интересы, которые требуют необходимость объединения с нами (Саудовской Аравии и Ираном) с целью создания условий для строительства, процветания и стабильности жизни наших народов, - подчеркнул саудовский министр.
Президент Ирана Ибрахим Раиси выразил уверенность в том, что мир и безопасность в регионе наконец-то наступят, что отвечает интересам миллионам арабов и персов. В свою очередь, Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи пожелал успехов в восстановленных отношениях и высказался за укрепление единства мусульман обеих стран.
Руководство России положительно расценило саудовско-иранские договоренности о возобновлении дипломатических связей между странами, характеризуя соглашение в качестве первого и наиболее важного шага на пути восстановления всестороннего сотрудничества, которое обеспечит мир и безопасность региона и может изменить политическую архитектуру отношений между субъектами Ближнего, Среднего Востока и севера Африки.