22 марта 2023 года завершился визит председателя КНР Си Цзиньпина в Россию. Это была его первая зарубежная поездка после переизбрания на пост. Москва и Пекин продемонстрировали решимость развивать и углублять отношения и подчеркнули, что те "не направлены против третьих стран". В то же время США по-прежнему пытаются вбить клин в двусторонние отношения. Так, представитель Белого дома Джон Кирби накануне визита китайского лидера назвал Россию "младшим партнером" в отношениях с Китаем. "Я бы сказал, что конкретно в этих двусторонних отношениях они безусловно младший партнер", - сказал Кирби, занимающий пост координатора стратегических коммуникаций Совета национальной безопасности США.
Комментируя итоги визита, руководитель Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН профессор Дмитрий Мосяков подчеркнул, что «мнение, согласно которому Россия якобы становится младшим подчиненным партнером Китая, абсолютно не справедливо. Весь ход переговоров, весь характер отношений между странами показывает, что это отношения взаимоуважения равных партнеров, которые имеют не только общие цели и общие взгляды, но и общих врагов. И видимо такими «утверждениями» хотят развести две страны. На Западе не хотят принять такие масштабные отношения между странами, такой масштаб переговоров, такой масштаб вопросов, которые обсуждались. Это им как нож по сердцу. Отсюда и рассуждения, кто выше, кто ниже, кто более важен, кто менее важен. Между Китаем и Россией выстраиваются отношения в зависимости от интересов, а так как интересы общие, то есть общая платформа для взаимопонимания».
В свою очередь профессор Московского гуманитарного университета, доктор географических наук Алексей Скопин так же отвергает мнение о неравноправном партнерстве двух держав: «Россия - крупнейшая ядерная держава, и даже трудно представить себе, что это такое младший подчиненный партнер. В чем младший? И в чем подчиненный? Это совершенно смешной взгляд. Две страны проводили саммит не для того, чтобы одна призналась в подчиненности другой, а именно подчеркнули полную равноправность и создали альтернативный полюс развития, альтернативный Западу. Совершенно понятно, что ни Китай не потерпит подчиненности в этом союзе, в этом полюсе развития, ни Россия. Только равноправие возможно. Да, в чем-то Китай сильнее, например, в экономике, в чем-то Россия, например в производстве вооружения, но как раз в этом страны идеально дополняют друг друга».
Касаясь темы украинского кризиса Дмитрий Мосяков отметил, что «китайский план по урегулированию кризиса на Украине интересный, и он полностью устраивает Россию. В нем говориться о массе позитивных вещей о мире, о паритете. Он не предусматривает вывод российских войск, в нем говорится о том, чтобы зафиксировать существующий статус-кво. То есть в нем масса вещей, которые действительно работают. И тут надо заметить, что Китай только что помирил Иран и Саудовскую Аравию, и хотя там был другой план, но он сработал. То есть Китай очень серьезно относиться к таким вещам и заранее представляет, что может, и что не может быть принято. Поэтому то, что предлагает Китай, Россию полностью устраивает».
Алексей Скопин, касаясь этой темы полагает, что «у российской стороны свое видение, каким должен быть план по урегулированию украинского кризиса. И Россия очень долго пыталась задействовать Минские соглашения. Но Запад подталкивал Украину к тому, чтобы эти договоренности не выполнялось. Поэтому сейчас совершенно очевидно, что Запад потерял право участвовать в этом урегулировании, в том смысле, что ни одна договоренность, которая будет достигнута между Россией и Западом по Украине, не может быть гарантировано выполнена. То есть Минские соглашения показали, что с Западом договариваться невозможно. Поэтому единственной серьезной стороной, которая может выступить в качестве какого-то гаранта мирного урегулирования, становится не коллективный Запад, а Китай. Китай сейчас остается единственной стороной, которая может выступать с мирными инициативами. Поэтому Россия изучила этот план, и Владимир Путин сказал, что план был серьезно изучен и может использоваться как база для дальнейшей реализации. Поэтому очень четко сформулирован посыл, что китайский мирный план берется за основу для дальнейших переговоров по Украине».