Юрий Веселов, военный обозреватель
30 марта 2023 года Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Венгрии Евгений Станиславов сообщил о подписании парламентом этой страны протокола о полном присоединении Будапешта к западным санкциям против России. Москва ответила, что с пониманием относится к принятому решению венгров, на которых было оказано «беспрецедентное давление со стороны ЕС, но перспектив дальнейшего сотрудничества при таких обстоятельствах не видит».
Безусловно, венграм было трудно удержаться на курсе, взятым премьером Виктором Орбаном: страна является не только членом Евросоюза, но и НАТО. Глава государства, коим является руководитель правительства, неоднократно публично выступал с критикой антироссийских экономических рестрикций, и особенно в области ограничения закупок нефти и газа. Он же до сего времени не приветствовал вступление в Североатлантический альянс Финляндии, но Венгрия все же дала «зеленый свет» на членство этой скандинавской страны, граничащей с Россией, в НАТО.
Мадьяры остро нуждаются в поставке энергетических ресурсов, без которых вся экономика государства может погибнуть. В силу своего географического положения и мировых исторических связей Венгрия удовлетворяла свои энергетические потребности в основном за счет поставок топлива из России. Вот и теперь руководители этой страны во весь голос заявляют о том, что, несмотря на принятые антироссийские решения, государство сохранит торгово-экономическое сотрудничество с русскими, которые, как и прежде, будут поставлять венграм энергоресурсы.
Заявление российского посла о том, что «Москва и Будапешт будут держать каналы диалога и продолжать сотрудничество во многих сферах», можно понять: на то он и аккредитованный в недружественной стране дипломат, заинтересованный в сохранении хотя бы видимости статус-кво. Но так, к сожалению, не бывает.
С большой долей уверенности, можно прогнозировать дальнейшее осложнение двусторонних связей. Ничего хорошего ожидать от члена НАТО не следует.
Как поведет себя Россия в новых для нее условиях, неизвестно. Хотелось бы, чтобы ответ был адекватно прагматичным. И даже жестким. Наверное, нужно помнить историю российско-венгерских отношений. В Великой Отечественной войне Венгрия выступала одним из ярых союзников гитлеровской Германии, и ее солдаты отличались от немцев неимоверной жестокостью в отношении русского мирного населения. Бои в районе озера Балатон характерны наибольшим сопротивлением в том числе из-за того, что здесь против Красной Армии сражались наравне с немцами уцелевшие дивизии венгерских фашистов. Мадьяр в плен не брали.
В Венгрии помнят события 1956 года, в ходе которых советским войскам удалось нейтрализовать банды недобитых нацистов, которые творили массовые зверства над своими гражданами и советскими военными. И совсем забыта та материальная и экономическая помощь русских в создании венгерской промышленности и развитого сельского хозяйства во многом в ущерб благосостоянию советского, в том числе русского, народа.
Виктор Орбан обиделся на киевские власти, запретившие использовать проживающей на западе Украины венгерской общине венгерский язык даже как средство межнационального общения. Он расценил это в качестве серьезного притеснения прав соотечественников. Но в то же время, отлично владея информацией о происходивших с 2014 года в Донбассе событиях, никогда не осудил украинскую нацистскую хунту в злодеяниях против своего народа.
Что можно ожидать?
Знаменательно то, что присоединение к антироссийским санкциям случилось как раз накануне заявляемого Киевом скорого контрнаступления в Донбассе. Украинским нацистам сейчас кровно необходима военная техника и боеприпасы советского производства, коим Венгрия в настоящее время обладает с избытком. Это, прежде всего, танки, боевые машины пехоты, бронетранспортеры, полевая и реактивная артиллерия, различные боеприпасы, боевые самолеты и вертолеты, которые достались Венгрии после вывода советских войск из страны.
До настоящего времени в открытой печати не было информации о военных поставках Украине принадлежащего венграм оружия и военной техники. О транзите через территорию Венгрии появлялись разрозненные сведения. Но верить, что эта страна воздерживалась от военных поставок, не следует. Скорее всего, соответствующие российские ведомства преднамеренно умалчивали о истинных военно-технических связях Будапешта с Киевом. Теперь они приобретут открытый характер.
Недаром Виктор Орбан одним из первых заявил о возможности направления на Украину «миротворческих сил». Под этим подразумевается прямое вмешательство сил НАТО в конфликт, которые, безусловно, будут выступать на стороне Киева. Миротворческие силы обязательно формируются под эгидой ООН и должны вводиться в страну только с согласия конфликтующих сторон. Интересно, знает ли эту статью международного права Орбан? Или же предполагает, что события на Украине должны развиваться по югославскому сценарию?
Россия в любом случае не допустит подобного поворота событий.
А что касается присоединения Венгрии к брюссельскому протоколу, то это выбор руководства данной страны. Россия даст достойный ответ, включив Будапешт в свой список недружественных стран со всеми вытекающими из этого последствиями.
Кто на очереди в список?