Юрий Веселов, военный обозреватель
Саудовская Аравия становится вторым после России партнером Китая по поставкам и переработке нефти. 26 марта 2023 года саудовцы объявили о заключении соглашения с китайцами о начале строительства в Поднебесной во втором квартале текущего года нефтеперерабатывающего завода мощностью 300 тыс. баррелей в сутки с поставкой в сутки до 200 тыс. баррелей. При этом 30% акций проекта будут принадлежать арабам.
Буквально на следующий день саудовцы объявили о намерении выкупить 10% акций китайского НПЗ мощностью 800 тыс. баррелей в сутки, поставляя на него 480 тыс. баррелей ежесуточно. Стоимость сделки оценивается в 3,6 млрд. долларов.
Такие известия были с напряженностью встречены в США, которые, особенно в последнее время, крайне негативно реагируют на противоречащие политике Вашингтона действия Саудовской Аравии и укрепление ее всесторонних, в том числе, торгово-экономических связей с Китаем. Взять, к примеру, посредничество Пекина в достижении договоренностей между Эр-Риядом и Тегераном по восстановлению двусторонних отношений в полном объеме. В Белом доме это было воспринято как оскорбление и предательство.
Однако саудовцы пошли еще дальше: 30 марта они согласились вести все расчеты в торговых обменах с Китаем исключительно в его национальной валюте – юанях. Вот тут на головы саудовцев и китайцев посыпались обвинения и угрозы: арабов американцы стали упрекать в том, что они, дескать используют свою нефть как оружие в экономике, а китайцев – в диктате и принуждении путем регулирования широкой номенклатуры производимых товаров.
Следует понять, что теперь все денежные переводы будут производиться напрямую между банковскими системами обеих стран, то есть без задействования практики использования американских банков, что позволяло янки стричь немалые купоны с транзакций. Во-вторых, саудовцы и китайцы начнут более активно избавляться от накопившихся у них нефтедолларов, значительно сокращая оборот американской валюты. И третье. Расчеты в юанях – это закрытые для американцев финансовые операции, вмешаться и подорвать которые англосаксам не под силу.
Вполне естественно, янки, в силу своей природной наглости и уверенности в безнаказанности пригрозили Эр-Рияду санкциями – введением потолка цен на саудовскую нефть по образу и подобию против России и Ирана. И просчитались. Министр энергетики Королевства принц Абдель Азиз бен Салман ответил: «Если будет введен предел цен на экспорт саудовской нефти, то мы не будем продавать нефть любой из стран, которая установит потолок цен на наши поставки. Эр-Рияд в этом случае сократит добычу черного золота. Мы не удивимся, если другие страны поступят аналогичным образом».
И поступили.
1 апреля Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Султанат Оман, Ирак, Венесуэла и Казахстан объявили о решении с мая и до конца 2023 года сократить объемы добычи (а, значит, экспорта) нефти. Следует ожидать, что сокращение поставок этого углеводородного топлива в первую очередь коснется «недружественных стран», то есть тех, которые выступят в поддержку ограничения свободы экономической деятельности ОПЕК+.
Следует напомнить, что первой, кто в одностороннем порядке с 1 марта сократил ежедневную добычу нефти на 500 тыс. баррелей стала Россия. А следом за ней прекратила продажу нефти США Венесуэла. При этом большинство американских НПЗ «заточены» на получении и переработке нефти именно из этой латиноамериканской страны.
Таким образом, для США и Западной Европы ситуация с энергоносителями в последнее время складывается довольно неприятно. До настоящего момента практически все нефтедобывающие арабские государства Аравийского полуострова, будучи союзниками коллективного Запада, беспрекословно выполняли его волю. Иногда даже в ущерб своим национальным интересам. По-видимому, наступают совсем иные времена по причине осознания арабами ненадежности США и Европы и, мягко говоря, неравноправного отношения к сотрудничеству.
Что касается США и ведущих стран Европы, то они получили звонкую оплеуху от тех, кого считали своими вассалами и долгие годы беззастенчиво унижали и грабили природные ресурсы. Но даже получив то, чего заслуживают, США будут всеми силами стремиться сохранить свое военное присутствие в зоне Персидского залива – в Саудовской Аравии, Катаре и Ираке.