Марина Харькова, журналист, Донецк
Впервые ООН признала на Украине факты пыток и убийств российских военнопленных, а также обстрелов артиллерией ВСУ мирных жителей, объектов гражданской инфраструктуры – детсадов, больниц, рынков и жилых кварталов.
Признаны и случаи использования украинскими боевиками запрещенных противопехотных мин. При этом вывод был сделан парадоксальный - по мнению комиссии, составившей специальный доклад, все это – «небольшое количество нарушений со стороны ВСУ» и остальные военные преступления украинских вояк комиссия пока проигнорировала. Из многочисленных случаев обстрелов и других террористических действий украинского режима ООН избирательно указала лишь два: в Малой Рогани Харьковской области и в Дмитровке Киевской области, где украинская артиллерия била по своим же мирным жителям кассетными боеприпасами. Также правозащитники ООН отдельно отметили, что с 24 февраля прошлого года на Украине зафиксирован 91 случай насильственного исчезновения (арест и похищение, при молчаливом попустительстве должностных лиц) и произвольного задержания людей со стороны украинских силовиков. Речь о гражданах с украинскими паспортами. Они тоже рассказывают о пытках и жестоком обращении, в частности, в ООН отметили 24 случая сексуального насилия украинских силовиков по отношению к своим же согражданам.
А вот что касается расстрелов российских военнопленных и пыток, то здесь даже слепо-глухо-немые в отношении украинских преступников международные эксперты вынужденно прозрели. Фактов зверств настолько много, что от них отмахнуться не получилось.
С заявлением о фиксации не менее 25 случаев преступной расправы украинских войск над русскими солдатами, попавшими в плен ВСУ, выступила глава мониторинговой миссии ООН по правам человека на Украине Матильда Богнер. До этого в ООН избегали обсуждения случаев жестокой казни русских солдат, о которых регулярно становится известно.
Теперь комиссия ООН признала, что ВСУ расстреливали, калечили и мучили российских военнопленных. Более того, мониторинговая группа ООН заявила, что десятки случаев жестокой расправы ВСУ над российскими пленными могут и должны быть приравнены к военным преступлениям. Всего, по данным ООН, за 13 месяцев с начала спецоперации известно о как минимум 40 казнях, но обстоятельства многих из них еще не удалось доказать.
Глава Управления верховного комиссара (УВКПЧ) ООН Фолькер Тюрк на 52-й сессии Совета ООН по правам человека, прошедшей в конце марта, с трибуны рассказал, что половина опрошенных в застенках российских пленных рассказал о пытках и жестоком обращении со стороны ВСУ: «Военнопленных избивали, стреляли в ноги, кололи конечности, казнили током, инсценировали казнь, угрожали сексуальным насилием или смертью». УВКПЧ даже упомянуло случай, когда украинский боевик напал на группу из 11 русских военнопленных в районе Славянска. Тогда он ударил троих ножом, затем пытался утопить бойца и вырезал у него на плече смайл-улыбку. Тюрк также заострил внимание, что Украина не возбуждала уголовных дел в отношении своих вояк, расстрелявших российских пленных, даже несмотря на то, что эти казни были задокументированы ООН.
На пресс-конференции в Киеве глава мониторинговой миссии ООН по правам человека на Украине Матильда Богнер заявила: «Мы глубоко обеспокоены казнями со стороны украинских вооруженных сил суммарно до 25 российских военнопленных и лиц, прекративших участие в военных действиях, что мы смогли задокументировать». Кроме того, что факты и выводы ООН на Киев не производит никакого впечатления, украинские СМИ даже не стали писать о мероприятии и докладе ООН. Видимо, чтобы украинские граждане продолжали и дальше верить, что их армия якобы несет «добро и освобождение», а не является сбродом убийц и садистов, как это есть на самом деле. Более того, сразу после обнародования доклада ООН советник главы офиса Владимира Зеленского Михаил Подоляк заявил о необходимости «физически зачистить» каноническую Украинскую Православную Церковь. Он рассказал, что еще год назад можно было «пророссийских просто физически зачистить, сегодня это немного сложнее, но не значит «невозможно». То есть, призыв физически уничтожать носителей русского – по национальности, вере и языку – это официальная политика режима Зеленского, которая насаждается и поощряется повсеместно. На этом фоне отношение к военнопленным – это лишь небольшая часть насаждаемого и процветающего на Украине неонацистского угара.
Между тем, мониторинговая группа ООН после долгого молчания все же отреагировала на изуверское поведение украинских боевиков, которые демонстративно убивали и пытали безоружных или раненых людей.
Расследование этих преступлений произошло не только после опросов выживших пленных, чем занимались международные эксперты, но и на основании многочисленных видеоматериалов, снятых украинскими убийцами. Палачи сами выкладывали жуткие видеоролики в сети, где бахвалились сделанным, а затем, вычисляя адреса семей и родственников погибших, глумились над их чувствами и запугивали. Теперь эти видео приобщены к доказательной базе.
Как стало известно, недавно вскрылось очередное страшное преступление украинских боевиков в ЛНР. 14 марта 2023 года из массового захоронения в районе села Боровское подняты шесть тел бойцов народной милиции ЛНР. Украинские боевики замучили и расстреляли их, а потом закопали в братской могиле. «Здесь недалеко стояло подразделение украинской армии. Они взяли в плен наших военных. По данным местных жителей, наши бойцы были стойкими и мужественными, не соглашались славить Украину и предать Донбасс. В общем, их привели, расстреляли и сбросили в яму», - рассказал военнослужащий ЛНР, работавший на месте захоронения. По его словам, место погребения тоже указали местные жители. На сегодняшний момент установлены личности всех расстрелянных военнослужащих Народной милиции ЛНР. Это удалось сделать благодаря базе данных пропавших без вести, созданной Межведомственной рабочей группой по розыску захоронений жертв украинской агрессии, их идентификации и увековечению памяти.
Кроме убийств военнопленных, украинская сторона практикует средневековые пытки. Уполномоченный по правам человека в ЛНР Виктория Сердюкова рассказала, что все вернувшиеся после обмена наши бойцы говорили о жестоких издевательствах. Поддерживаемые Западом боевики ВСУ подключали провода телефона-ТАПик к ногам наших военнопленных и пропускали через их тела ток. А на спины распыляли средство, усиливающее проводимость электричества. Как минимум 5 человек не пережили эти пытки. Также применялось удушение, утопление, дыба, пытки лишением сна на 10 дней, многочисленные и бесконечные побои. Ополченец из ДНР Леонид Кудрявцев рассказывал, как ему отрезали пальцы во время допроса, резали ножом и били током. Еще один ополченец рассказывал об иглах, которые вставляли в суставы, и клеймении раскаленным ножом. Доброволец Руслан попал в плен в сентябре прошлого года под Марьинкой. Его изощренно пытали сначала украинские военные, а затем сотрудники СБУ: «Положили на пол. Мы лежали и ждали допроса. Кому не лень проходили и нас били, прыгали по нам. А потом, когда уже шел допрос, раздели до трусов. К ногам привязали провода, руки связали и начали допрашивать. Если отвечал «не знаю, не помню», они начинали бить током, дубинками. Меня выводили из сарая на улицу. Кидали в яму и вокруг поливали все бензином, хотели поджигать. Следующий допрос, уже в другом месте, вели сотрудники СБУ. Они меня избивали, пакет на голову надевали, тряпку на лицо бросали и сверху заливали воду. Потом пьяный эсбэушник пытал: то напильником ногу отпиливал, у него не получилось. Психанул и начал ножовкой пилить ногу. Плоскогубцами зубы рвал. Секатором пытался пальцы отрезать».
Российский военврач Даниил Пшеничный, который пережил плен и вернулся в Россию, рассказал о пытках тяжело раненных, которым не оказывали нормальной медицинской помощи. В плену он видел нашего военного с застрявшей пулей и травмированным легким. Видел мужчину с раздробленными костями ног, у которого из-за отсутствия антибиотиков началась гангрена. Доктор Пшеничный сообщил, что украинцы давали российским солдатам звонить домой, но не из гуманных соображений, а чтобы заполучить контакты их родственников и запугивать их, а также вымогать деньги. Самого доктора украинские боевики постоянно били, заставляя учить украинский язык и петь гимн.
Еще есть свидетельства американца Джона Макинтайра, который воевал за ВСУ, но перешел на сторону ВС РФ. Он рассказал, как российских солдат и офицеров пытали и убивали боевики «Азова» и «Карпатской Сечи» (террористические организации, запрещенные в РФ): «Военнопленным отрезали гениталии ножом, вскрывали животы, перерезали горло и отрезали головы... Троих убили выстрелом в затылок». Среди украинских садистов и палачей были и наемники из Португалии, Франции и Аргентины.
На этом фоне не такими уж и жестокими выглядят задокументированные ООН 19 случаев, когда российских военнопленных перевозили связанными, полуодетыми в микроавтобусах и грузовиках. Хотя и это противоречит Женевской конвенции. Еще наблюдатели документально зафиксировали 3 случая, когда украинские вояки стреляли пленным в ноги сразу после захвата.
Законы войны появились как правила, позволяющие остаться в живых, если военная удача отвернулась от бойца. Но и эти законы, и обычная человечность чужды украинским боевикам. Чужды настолько, что на это были вынуждены отреагировать даже международные наблюдатели. Всегда и во всем оправдывающие или не замечающие военных преступлений украинских боевиков.
Пока ООН борется с преступлениями опубликованием докладов, в ДНР выносят реальные приговоры украинским убийцам. Двух вояк ВСУ в ДНР приговорили к 25 годам исправительной колонии строгого режима за убийства мирных жителей. На основании доказательств СК РФ и Верховного суда ДНР граждане Украины Андрей Найдён и Данила Коленов признаны виновными в жестоком обращении с гражданским населением, применении в вооруженном конфликте запрещенных методов и в совершенном группой убийстве двух человек. 5 марта 2022 года боевики Найдён и Коленов увидели двух мужчин в городе Мариуполе. Зная, что перед ними мирные люди, украинские военнослужащие все равно открыли огонь на поражение. Найдён произвел 15 выстрелов, а Коленов - более 10 выстрелов.
Свое преступление украинские солдаты описали равнодушно: «Мы увидели двух мужчин между домами, они проходили в арку, и решили открыть по ним огонь на поражение. Сделали выстрелы, после чего эти двое упали». Оба боевика в ходе суда признали свою вину.
Еще сейчас в Ростове-на-Дону сразу по трем статьям УК РФ судят бывшего украинского военного Антона Чередника. Ему вменяют четыре статьи УК РФ, включая насильственный захват власти и жестокое обращение с гражданским населением, убийство и обучение в целях осуществления терроризма. 27 марта прошлого года в поселке Мирный под Мариуполем Чередник остановил двух гражданских, уложил их на землю и, стреляя в воздух из автомата, потребовал произнести фразу на украинском языке. Произношение украинскому морпеху не понравилось, поэтому он застрелил мужчину. Второй чудом остался жив, его показания и легли в основу уголовного дела в отношении Чередника.
Только жесткий ответ на каждое злодеяние украинских вояк может остановить или хотя бы уменьшить количество военных преступлений ВСУ. Лишь карающий меч возмездия способен пресечь длинную и страшную цепь казней, пыток и расправ над нашими людьми.