Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности
Ситуация с экспортом российской нефти и нефтепродуктов в целом остается стабильной, хотя западная пресса генерирует негативные сигналы на этот счет. Например, агентство Reuters сообщило, что с апреля индийский госбанк Bank of Baroda перестал проводить платежи за российскую нефть выше установленного западными странами потолка цен на нее. А портал Bloomberg отметил, что на китайском рынке усиливается конкуренция с иранской нефтью. Независимые переработчики Поднебесной все чаще предпочитаю иранскую нефть поставкам из России. С другой стороны, Bloomberg признает, что дисконт на российские марки не сильно высок. Значит, спрос на российские углеводороды стабилен.
На европейским направлении продолжается ожидаемое «сворачивание» закупок российской нефти. Польский энергетический концерн Orlen разорвал последний контракт на поставку нефти из России. Об этом сообщил глава компании Даниель Обайтек в эфире телеканала Polsat.
У Orlen оставался контракт на поставки нефти с российской «Татнефтью», который действовал до декабря 2024 года, по нему польский концерн покупал 200 тысяч тонн нефти в месяц. Впрочем, «Транснефть» сама прекратила транспортировку своей нефти в Польшу, так как маршрутные поручения на конец февраля не были оплачены польской стороной, и поэтому не были оформлены кабмином РФ.
Экспортный успех отмечен по популярному нефтепродукту – дизелю. Поставки дизельного топлива в Турцию из России в прошлом месяце выросли до самого высокого уровня как минимум за 7 лет, свидетельствуют данные аналитической компании Vortexa, собранные Bloomberg.
В целом никакой драмы со сбытом российской нефти не наблюдается. В отрасли продолжается динамичная переориентация экспортных потоков. Логистические цепочки продолжают совершенствоваться, продолжает прирастать и парк так называемого теневого танкерного флота для перевозок российской нефти и ее «купажей».
28 марта состоялось итоговое заседание коллегии Минэнерго РФ. Ключевым и отрадным тезисом мероприятия стало заявление главы ведомства Николая Шульгинова о том, что российские нефтекомпании переориентировали весь «выпавший» после введения антироссийских санкций объем нефти и нефтепродуктов на новые рынки.
Причем масштабную «переориентацию» нефтеэкспорта фиксируют уже не только власти РФ. Как сообщило 5 апреля турецкое агентство Anadolu со ссылкой на подсчеты компании Vortexa, на фоне западных санкций Россия в основном перенаправила поставки своей сырой нефти: уже в марте на Китай и Индию приходилось до 91% такого экспорта. Оставшиеся 9% экспорта сырой нефти пришлось на страны ЕС, Ближнего Востока и Северной Африки, а также Турцию, отмечает агентство.
Есть принципиальные новации в процедуре ценообразования. К примеру, «Роснефть» и индийская Indian Oil Corp договорились отказаться от европейского эталона Brent в качестве ориентира цены по сделкам c российской нефтью и перейти на азиатский эталон Dubai. Об этом сообщил агентство Reuters со ссылкой на источники, знакомые с условиями сделки.
Dubai, как и Brent, — нефтяной бенчмарк (показатель), оценивается в американских долларах агентством S&P Platts — подразделением S&P Global Inc (базируется в США).
Reuters отмечает, что переход на бенчмарк Dubai — продолжение тренда на перераспределение продаж российских углеводородов в Азию после введения санкций против них на Западе.
В феврале глава «Роснефти» Игорь Сечин в ходе визита в Индию заявлял, что цена на российскую нефть будет определяться за пределами Европы, поскольку Азия стала крупнейшим покупателем сырья из России. «Референтные цены будут формироваться там, куда реально поступают объемы нефти», — заявил он в рамках India Energy Week в Бангалоре.
Если объем экспорта нефти России в физическом измерении удалось удержать на приемлемом уровне, то в денежном плане Минфин РФ фиксирует довольно тревожные тенденции. Согласно данным ведомства, нефтегазовые доходы бюджета по итогам первого квартала 2023 года в сравнении с таким же периодом прошлого года упали на 45%. В целом за первый квартал нефтегазовых доходов в бюджет собрано 1,635 трлн рублей.
Минфин опубликовал прогноз на апрель: по итогам этого месяца казна недополучит 113,5 млрд рублей нефтегазовых доходов. Впрочем, в марте произошло сокращение дефицита федерального бюджета. Хотя он и составил по итогам первого квартала 2,4 трлн рублей. Проблема бюджета на самом деле далеко не только в падении бюджетных доходов. Но и в серьезном росте бюджетных расходов. В апреле вступили в силу новые правила установления базовой стоимости Urals для исчисления налогов, что должно стабилизировать поступления в казну. Кроме того, финансовые регуляторы пока не вмешиваются в ход ускорившейся в последние недели девальвации рубля. И это (ослабление рубля) тоже мера для нивелирования дефицита федерального бюджета.