Марина Харькова, журналист, Донецк
Весна в Донецке, столице нового российского региона – ДНР, в свои права еще не вступила, но уже вовсю звучит пением птиц и расцветает желтыми нарциссами, белыми лепестками абрикосовых деревьев и сочной зеленью травы. Дождливая морось стучит по окнам, гудит ветер и серый туман висит над крышами. Непогода пока срывает планы ВСУ атаковать на фронте, но не мешает украинским артиллеристам обстреливать города.
156 снарядов в сутки по жителям республики накануне Пасхи – это много, но не предел. За восемь лет люди в ДНР и ЛНР привыкли, что именно накануне или в сам праздник удары ВСУ наносятся с особой ненавистью и яростью. И неважно, какая отмечается дата – религиозная или светская: для врага нет ничего святого. Вот и перед Пасхой украинские боевики обстреляли в ЛНР Сватовскую центральную многопрофильную больницу тремя ракетами Хаймарс, жертв удалось избежать чудом, а корпуса больницы разбиты Угрызений совести, раскаяния или сожаления украинские упыри в погонах давно не испытывают. Поэтому и настроение у людей в предпасхальные дни - не праздничные. Но запугать дончан не удается – каждый год, несмотря на обстрелы, угрозу для жизни люди идут в церковь, стоят службу. При этом служение проходит в каждой православной церкви, даже тех, что находятся вплотную к линии фронта. А на Украине в эти дни происходит настоящее беснование вокруг православных церквей: раскольники захватывают храмы, изгоняют верующих, избивают священнослужителей, оскверняют святыни. Режим забрал у украинцев веру, русский язык, память и сжигает в топке войны сотни тысяч своих граждан.
Глядя на происходящее там, становится очевиднее, против чего встал с протестами Донбасс. Сейчас в Донецке об Украине напоминают только немногочисленные таблички на украинском языке с обозначением улиц. А республика в ускоренном режиме переходит на российские документы и стандарты во всех сферах деятельности: это и перерасчет пенсий, и замена водительских прав на российские, и сертифицирование продукции, и внедрение российских стандартов в образовании, оказании медпомощи,
Юридических и нотариальных услуг. Казалось бы, украинскому режиму было бы проще забыть про русский Донбасс и вычеркнуть его со своей карты. Но вместо этого безумный украинский режим лишь усиливает террор и угрожает новым наступлением. Поэтому перед Пасхой в городе не ощущается праздничное настроение.
Чтобы купировать очередные угрозы со стороны Киева, усиливается оборона Донецка. На дорогах появились противотанковые заграждения - бетонные пирамиды и тетраэдры. Их привозят «длинномеры» и устанавливают в местах вероятного прорыва противника. Вдоль определенных трасс в посадках заметны новые вырытые траншеи третьей или четвертой линии обороны. Ночами к фронту едет наша техника, а на полигонах постоянно проходят учения и стрельбы. Военных на улицах не очень много – все на фронте, хотя подразделения выделяют «гонцов», чтобы они быстро купили на рынке куличи и продукты. Боец Сергей Волк, чья бригада бьется на западной границе Донецка, рассказал: «У нас усиление режима боеготовности. Командиры оповестили личный состав подразделений, что ожидаются провокации и атаки укропов по всей линии фронта. Мы видим, что заметно увеличилось количество разведок боем на большинстве участков, наблюдаем готовность противника к нанесению ударов. Украинские диверсионные группы пытаются прощупать и найти у нас слабые участки, а беспилотники просто роятся в небе – и разведывательные, и ударные. Они висят как на линии фронта, так и летят в тыл». Такая же ситуация и на северо-западе Донецка. На ясиноватском участке фронта украинские боевики тоже массово применяют беспилотники. Много проблем доставляют БПЛА-камикадзе, которые охотятся на нашу технику - комплексы «Бук», машины РСЗО «Град».
Боевая активность украинской пехоты возле Донецка везде разная, где-то украинских боевиков приходится выбивать мощными минометами «Тюльпан», где-то враг сидит тихо и старается лишний раз не высовываться. Самые тяжелые бои ведутся на авдеевском направлении: у Водяного, Первомайского и Новобахмутовки – там позиции могли несколько раз переходить из рук в руки. Но теперь ВСУ из Новобахмутовки выдавили окончательно, мост у Константиновской трассы и железнодорожные пути подконтрольны войскам ДНР, а положение врага в авдеевском укрепрайоне ухудшилось из-за потери ряда позиций и пути снабжения группировки. Продвижение далось нашим войскам трудно, линия фронта от Донецка отодвигается медленно. Хуже всего, что ВСУ продолжают стягивать свои силы и технику. Чтобы скрыть это, активно применяют средства РЭБ и глушат нашу связь. Что же касается вражеской артиллерии, то наши бойцы считают, что укропы «придерживают» боеприпасы: «Если раньше выцеливали каждую нашу машину, в том числе, с ранеными, то теперь вместо артиллерии работают их ударные беспилотники. Не тратят снаряды по отдельным «Уралам» или БМП, действуют исподтишка и неожиданно, чтобы мы не могли их засечь и подавить».
Еще одна проблема на фронте с каждым днем становится ощутимей. «Дышать нечем. Просто смрад стоит. Просим у командиров хлорки», - Когда потеплело и растаял снег, стало совсем плохо: поля на авдеевском и ясиноватском направлениях усеяны телами украинских вояк и они разлагаются. «Наших там нет. Старались всех вытаскивать и из «серых зон», и из завалов. А вот укропов – десятки тел. Их при отступлении враг не забирал. А нам их хоронить и собирать не получается. Во-первых, рисковать под обстрелами нет желающих. Во-вторых, они могут быть заминированы, а наши саперы сейчас все заняты более важными делами. В-третьих, у нас - нехватка похоронных команд. Так что проблема назрела серьезная. И она - не только санитарная, но и психологическая. Еще на пять-семь градусов потеплеет и станет совсем невыносимо», - рассказывают пехотинцы.
Тревожно и у наших соседей – в Луганской республике, где враг тоже может атаковать и действует аналогично – ищет уязвимости в обороне, после артподготовки выдвигается небольшими мобильными группами в сопровождении нескольких бронемашин, ведет разведки боем, увеличивает обстрелы и наращивает количество живой силы и техники. Но есть и намерения врага посеять панику или отвлечь внимание российских сил. В частности, украинские боевики на разных радиочастотах намеренно распространяют дезинформацию о готовящемся наступлении. Об этом сообщил подполковник Народной милиции ЛНР Андрей Марочко. По его словам, ВСУ хотят ввести в заблуждение российскую разведку, действующую в зоне ответственности 2-го армейского корпуса ВС РФ: «В последнее время на различных радиочастотах от украинских боевиков проходят ложные сообщения о действиях наступательного характера либо о готовящихся ударах по неподтвержденным координатам целей. Так называемая радиоигра идет с периодичностью два-три раза в день».
Тем не менее, признаки подготовки ВСУ к наступлению есть. В последние дни артиллерия ВСУ снова активизировалась. Удары наносятся по Сватово, Лисичанску, Рубежному, применяются в основном западные системы – установки «Хаймарс», орудия М777. Возле Кременной украинские боевики проводят разведку по три-четыре человека, не ввязываясь в крупные бои.
Накапливание сил и средств противник ведет постоянно. Известно, что на севере Донецкой области у Славянска – Краматорска – Константиновки ВСУ сосредоточили группировку около 50 тыс. личного состава. Это и кадровые бригады, и приданные им бригады территориальной обороны. Украинские боевики прибывают к Ямполю, увеличивается численность ВСУ под Купянском. Костяком ударной группировки должна стать так называемая «гвардия наступу» из восьми готовых бригад украинских вояк с боевым опытом. Это около 40 тысяч человек, из них 20 тысяч были обучены за границей западными инструкторами. Еще три новых формирования должны быть готовы к концу апреля. По данным российских военных экспертов, речь идет о создании 41-й отдельной механизированной бригады, 142-й отдельной стрелковой бригады (резервной) сухопутных войск, а также сводной стрелковой бригады в составе воздушных сил Украины. Также на стадии формирования находятся 401-й, 402-й, 416-й (Харьков) и 419-й отдельные стрелковые батальоны. Вооружение после доукомплектования бригад ВСУ было поставлено из США, Великобритании, Германии, Польши, Канады, Франции, Эстонии, Италии, Словакии. Нидерландов и Австралии. Поставки к началу апреля завершены. Своих намерений ВСУ не скрывает. Недавно Кирило Буданов, который руководит главным управлением разведки минобороны Украины, заявил, что «ВСУ просто обязаны показать успешное наступление на российские позиции».
Пока гражданское население тревожится, наши бойцы настроены решительно. «Готовы реагировать на угрозы, бить врага и устроить ему неприятные сюрпризы, если сунется», - заверяют они. Тем не менее, военная обстановка сейчас диктует появление дополнительных укреплений и защитных сооружений возле Донецка. Хотя пока других первоочередных признаков масштабной атаки противника, таких, как, например, работа инженерно-сапёрных подразделений, не отмечается, это не должно расслаблять. Ведь и переброска мостоукладчиков непосредственно в зону боевых действий, и возведение переправ через водные преграды могут произойти внезапно, в последний момент. Поэтому наши войска и приведены в состояние повышенной боеготовности.
А пока Донецк замер в ожидании. Работа артиллерии слышится далеким эхом с окраин, привычная канонада немного стихла. Люди на улицах стараются успеть все доделать, купить, навести порядок и чистоту. Благодаря проведенным субботникам и жителям, которые вышли облагородить родные улицы, дома и дворы стали более уютными, несмотря на многочисленные следы войны, зияющие черные провалы вместо этажей, окна, заклеенные крест-накрест для защиты от осколков. В некоторых окнах видны маленькие иконы Христа и Богородицы, на подоконниках распускаются цветы и стоят корзинки с яркими куличами и крашенками. Город готовится к Пасхе, как символу надежды и возрождения, победы жизни над смертью, и мира – над войной.