Юрий Веселов, военный обозреватель
17 апреля глава внешнеполитического ведомства Украины Дмитрий Кулеба совершил неожиданный визит в Ирак. Официально объявленная цель поездки – укрепление взаимного торгово-экономического сотрудничества и обсуждение посредничества Багдада в урегулировании конфликта между Украиной и Россией.
Что касается торговли и экономического взаимодействия, то эти функции возложены на постоянно действующую украинско-иракскую межправительственную комиссию, и прошедшие переговоры Кулебы с премьер-министром Мохаммадом ас-Судани и своим иракским коллегой Фуадом Хусейном вряд ли затрагивали вопросы обмена товарами и инвестициями.
Известно, что руководитель Ирака ас-Судани 10 апреля провел телефонный разговор с Зеленским, и предложил ему свое посредничество в переговорах с Москвой о прекращении военных действий на Украине. Итоги разговора не известны, но через неделю в Багдад прилетел один из главных украинских переговорщиков Кулеба. Покрыты мраком другие темы обсуждений, но на итоговой пресс-конференции глав внешнеполитических ведомств обеих стран Кулеба отверг возможность ведения переговоров с Россией и возможное посредническое участие Ирака в них.
Тогда зачем украинскому министру нужно было лететь за тридевять земель?
По-видимому, главной темой обсуждения Кулебы с ас-Судани были иракские танки. Наверняка, украинский режим решил затеять торг: в обмен на свое согласие допустить Багдад к переговорам с Москвой приобрести у иракцев танки советского (российского) производства вместе с крупной партией боеприпасов.
В настоящее время, по последним данным, на вооружении сухопутных войск Ирака находятся до 73 танка Т-90 и более 150 машин Т-72М, значительное количество которых содержится на длительном хранении в полной технической и боевой готовности. Также на армейских складах хранится большое количество танковых, а также артиллерийских снарядов к системам, находящимся на вооружении украинской армии. Киевские власти рассчитывали, что иракское правительство в условиях тяжелейшего экономического положения в стране пойдет на многомиллионную сделку по продаже своего вооружения. И, не исключено, что эту идею Банковой предложили американцы, также проталкивавшие такую возможность через свое влиятельное лобби в парламенте и различных министерствах Ирака.
Но не срослось… Иракцы хорошо помнят не только присутствие в 2002-2008 годах украинских миротворцев, но поставку крупной партии непригодных к эксплуатации бронетранспортеров БТР-4Е и длительные судебные разбирательства с Киевом.
Что касается США, то они с давних времен постоянно оказывают на всех приходящих к власти премьеров Ирака давление с тем, чтобы заменить имеющееся на вооружении национальной армии оружие российского производства на американское. Янки уже предлагали иракцам передать им транспортно-боевые вертолеты Ми-17 для поставки их Украине. Взамен Пентагон обещал передать Ираку американские «Bell-412». Иракские военные пока категорически отказываются от данных предложений по известным причинам.
А в данном конкретном случае гипотетическое согласие иракского правительства на совершение сделки нанесло бы ему непоправимый имиджевый урон: ас-Судани лично сделал очень много для организации и проведения переговоров между Ираном и Саудовской Аравией, увенчавшихся соглашениями о нормализации отношений между данными давнишними противниками, и положившими начало радикальным положительным изменениям обстановки на Ближнем Востоке.
Американцы в последнее время активно включились в пропагандистскую кампанию, направленную на дискредитацию арабских государств в глазах России. На днях известное издание «Washington Post», в котором со ссылкой на «рассекреченные» материалы американской разведки опубликовал ефрейтор национальной гвардии ВВС Джек Тейшейра, сообщило о решении президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси передать произведенные для России 40 тысяч реактивных снарядов для установок «Град» Украине.
На Западе откровенно смакуют данную информацию, тогда как Египет и Россия хранят загадочное молчание. То, что Москва в феврале 2023 года обратилась за военной помощью к Каиру, в это можно поверить. Однако открытое предательство египетского президента сомнительно: слишком многое связывает наши страны, в том числе доверительные отношения Владимира Путина с ас-Сиси. Думается, это сообщение в американской прессе направлено на внесение недоверия между Россией и Египтом.
Вместе с тем всего можно ожидать, ведь «Восток – дело тонкое». А где тонко, там и рвется.
Совсем недавно пришла информация из Чехии. Там решили «экспроприировать» в пользу Украины 24 танка Т-72Б бронетанковых войск ВС Марокко, которые были модернизированы на чешских военных заводах. Королевство в 1999-2000 годах закупило у Белоруссии 130 машин данной модификации и в соответствии с договором с Чехией проводило усовершенствование систем управления огнем, защиты, агрегатов силовой установки и механизмов трансмиссии. К настоящему времени все модернизированные машины, за исключением 24 единиц, переданы заказчику.
Похоже, что и здесь не обошлось без вмешательства США. В начале апреля Рабат посетил госсекретарь Энтони Блинкен и провел переговоры с марокканским королем. Не исключено, что итогом стало молчаливое согласие Рабата на нарушение условий сделки с Чехией: ведь невыполнение контракта угрожает Праге очень крупными финансовыми издержками, на которые чехи вряд ли пошли без ручательства со стороны крупного финансиста, коим являются США.
С другой стороны, хорошо известна откровенно негативная позиция руководства этой североафриканской страны по российско- украинскому конфликту. Здесь марокканцы следуют в фарватере американской политики. И для них безразлично нарушение договора с Белоруссией, который предусматривает запрет на передачу проданного военного имущества в третьи страны. Можно не сомневаться в том, что Марокко не будет решительно добиваться от Чехии выплаты компенсаций за свои танки и грубое нарушение исполнения контракта.
Таким образом, можно утверждать, что Вашингтон идет «во все тяжкие», лишь бы только срочно обеспечить киевский режим оружием и военной техникой для проведения наступательной операции на Донбассе или, по крайней мере, для затягивания военных действий с целью истощения материальных средств российской армии.