Игорь Николайчук, Центр специальных медиаметрических исследований
Все бурные события последнего времени, в первую очередь у нас, в России, и в ближнем зарубежье следует рассматривать как следствие переворота во внешней политике США. Переворот этот персонифицируется именем Байдена. Дедушка, который совершенно не реагирует на издевательства журналистов по поводу собственной старческой немощи, с высокой эффективностью реформировал внешнюю политику своей переживающей трудности страны. Ключевым моментом реформы явилось то, что он заставил ВСЮ Европу работать в интересах Соединенных Штатов, в первую очередь в экономической и военно-политической области. Интересы же собственно европейских стран и европейских объединений демонстративно игнорируются.
Официальный Вашингтон подает дело так, что, вступив в должность в 2021 году, администрация Байдена поставила во главу угла укрепление отношений с Европой и восстановление взаимного доверия, т.е. так называемой «Атлантической (или трансатлантической) солидарности». Именно президент Байден выразил решительную поддержку США блоку НАТО и его обязательствам по взаимной обороне по статье 5 и пообещал работать с ЕС и европейскими правительствами над общими глобальными проблемами. Чиновники администрации Байдена рассматривали сотрудничество с «европейскими демократиями» как ключ к противодействию вызовам, «исходящим от Китая, России и других авторитарных правительств». Европейские лидеры якобы дружно приветствовали возобновленную приверженность США многосторонности. Окончательно поставлен крест на наследстве политики Трампа, когда американо-европейские отношения были напряженными из-за резкой критики Трампом НАТО, ЕС, деятельности правительств ключевых европейских стран и роли международных институтов.
Сегодня планировщики и реализаторы стратегии Байдена сформировали американо-европейскую повестку дня и план действий по укреплению трансатлантической солидарности на период до окончания нынешней легислатуры «сонного Джо». Вот эти пункты.
1. Доминантой является «война России против Украины». Соединенные Штаты, НАТО, ЕС и «почти все» европейские правительства должны продолжить решительную военную и/или экономическую помощь киевскому режиму. Официальные лица США и Европы продолжат координировать меры помощи в области военной безопасности Украины, включая и претворение в жизнь принятого в январе 2023 года решения о предоставлении ВСУ танков «Абрамс» и «Леопард» со стороны или под эгидой правительств США и Германии. Кроме того, должен продолжиться процесс переговоров о развертывании в Центральной и Восточной Европе воинских контингентов или инфраструктуры НАТО для дальнейшего сдерживания «российской агрессии» и укрепления позиций Североатлантического альянса.
2. США, ЕС, Великобритания и другие союзники, которые активно сотрудничали в вопросе введения санкций против России, будут продолжать работу над решением проблемы прекращения зависимости ЕС от российского импорта энергоносителей. Вашингтон намерен увеличить поставки сжиженного природного газа в Европейский союз. Здесь, однако, могут возникнуть трудности. Некоторые эксперты предупреждают, что трансатлантическое единство против России может пошатнуться по мере продолжения войны на Украине, поскольку многие европейские страны борются с высокими затратами на энергоносители и инфляцией, а также по мере того, как в Европе нарастают настроения начать мирные переговоры по Украине и выработать их рамки. Следует учитывать и то, что правительства и экономические элиты некоторых ведущих европейских стран вернулись к идее восстановления суверенных отношений с Россией в «поствоенный» период и вообще в долгосрочной перспективе.
3. Американские политики на всех уровнях законодательной и исполнительной власти должны активно участвовать в обсуждении проблем, с которыми сталкивается ЕС, включая сложный экономический климат, отступление от демократии в некоторых членах ЕС и амбиции Евросоюза во внешней политике и обороне, т.е. в тех вопросах, которые могут повлиять на партнерство США и ЕС.
4. Необходимо активизироваться и проявлять инициативу в деле урегулирования последствий выхода Великобритании из состава ЕС в 2020 году в контексте отношений между США и Великобританией и США-ЕС, и влияние этого события на деятельность НАТО. Имеет смысл использовать в этих целях юбилей заключения мирного соглашения по Северной Ирландии (его 25-я годовщина отмечается в апреле 2023 года). Следует прислушаться к тем, кто рекомендует вернуться к переговорам по заключению соглашения о свободной торговле между США и Великобританией. Администрация Байдена, как известно, не возобновила эти переговоры, начатые администрацией Трампа.
4. Администрация Байдена уже обратилась к Европе за поддержкой американских усилий в решении стратегических, экономических проблем и проблем в области прав человека, создаваемых Китаем. Байден возобновил диалог между США и ЕС по Китаю, начаты консультации между США и ЕС по Индо-Тихоокеанскому региону. Американский президент призвал НАТО подвергнуть рассмотрению последствия усиления Китая для трансатлантической безопасности. Теперь желательно, чтобы конгресс рассмотрел возможность координации американо-европейской политики в отношении Китая и потенциальные препятствия на этом пути и принял бы соответствующие законодательные меры.
Можно согласиться, что данная «дорожная карта» выглядит вполне логичной и реализуемой. Вопрос только в том, сколь длинна эта «дорога». Складывается впечатление, что она упирается в шлагбаум новых президентских выборов. А там может пойти и в совсем другую сторону.