Сергей Саенко, международный обозреватель
В конце апреля верхняя палата парламента Японии ратифицировала соглашения с Австралией и Великобританией об условиях взаимного размещения войск на территории друг друга в случае, в частности, совместных учений. Соглашения также позволяют использовать вооруженные силы друг друга для преодоления последствий крупных стихийных бедствий, сообщает японское информационное агентство Kyodo.
Заметим, Британия стала первой европейской страной, которая подписала с Японией соглашение о взаимном доступе (Reciprocal Access Agreement, RAA). Оно стало важнейшим документом по сотрудничеству в сфере обороны между Лондоном и Токио с 1902 года. По поводу подписания RAA британский премьер-министр Риши Сунак заявил, что соглашение о взаимном доступе чрезвычайно важно для обеих стран, поскольку оно подчеркивает совместные усилия по укреплению экономической безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР).
Согласно документам, отныне снимаются юридические и таможенные препятствия для переброски войск и вооружений и облегчают логистику. Они определяют юридический статус войск на чужой территории, а также порядок наказаний военнослужащих в случае совершения ими правонарушений. К слову, последний пункт стал проблемой при выработке нынешних соглашений, поскольку в Австралии и Великобритании отсутствует смертная казнь, а в Японии такое наказание существует. Одобренные парламентом Японии документы фактически дают Лондону и Канберре право не выдавать своих военнослужащих, если им по японскому законодательству будет грозить высшая мера.
Не вызывает сомнения, что заключенные соглашения свидетельствуют о том, что Австралия, Великобритания и Япония настроены на активизацию совместных учений, которые до сих пор проводились в основном по линии ВМС. Нынешние соглашения расширяют возможности для проведения их с участием сухопутных сил и ВВС.
Отчасти настрой Японии на усиление сотрудничества в сфере безопасности с новыми странами был мотивирован беспокойством относительно надежности США как союзника и защитника во времена президентства Дональда Трампа. Правда, последующие заверения администрации Джо Байдена о важности альянсов помогли, но несильно: поспешное бегство американских военных из Афганистана вновь посеяло сомнения в благонадежности Вашингтона не только в Токио, но и в других союзных США странах. Впрочем, Соединенные Штаты и сами активно подбадривали союзников крепить связи между собой, прежде всего по причине активно раздуваемой китайской угрозы. И тут никого особо уговаривать не пришлось.
Можно предположить, что и соглашения Австралии, Великобритании и Японии об условиях взаимного размещения войск на территории друг друга не обошлось без одобрения Вашингтона. Ведь общеизвестно, что решать свои проблемы Соединенные Штаты привыкли чужими руками. Так, к примеру, они поступают в нынешнем конфликте на Украине, когда, накачивая киевский режим оружием, готовы воевать с Россией до последнего украинца. Сейчас становится очевидным, что США не станут напрямую конфликтовать с ядерным Китаем из-за Тайваня или Сэнкаку. Для этого они успешно могут использовать своих союзников в регионе – Японию, Австралию, а теперь вот еще и Великобританию, которая во всеуслышание заявляет, что она привержена безопасности и стабильности в ИТР.
И все же невольно напрашивается вопрос: а зачем той же Британии заключать соглашения о военном сотрудничестве с Австралией и Японией, которые находятся за тысячи миль от Британских островов? Особенно с учетом того, что Лондон вместе с Вашингтоном и Канберрой не так давно уже создали в ИТР блок AUKUS для противодействия Китаю. А суть заключается в том, что после выхода Британии из Евросоюза (Brexit) в январе 2020 года взоры Лондона устремились в сторону Азии, Африки и Латинской Америке. В этой связи совсем не случайно в обнародованной весной 2021 года новой стратегии по обороне и внешней политике Соединенного Королевства был озвучен лозунг Make Britain Great Again! («Сделать Британию вновь великой!»). А при премьере Сунаке усилия Лондона переместились в основном в близкий его сердцу регион – ИТР, где Великобритания намерена вместе с США, Австралией и, как сейчас видим, Японией противостоять все набирающему экономическую и военную мощь Китаю.
Тем более, что в последнее время Япония совершила серьезный поворот в сторону милитаризации своей страны. Так, Токио предпринимает крупнейшее со времен Второй мировой войны увеличение своих военных расходов, на что намерена в течение ближайших пяти лет выделить 43 трлн иен ($326 млрд). Что вполне вписывается в положения новой редакции Стратегии национальной безопасности (СНБ) Японии, принятой кабинетом Фумио Кисиды в декабре прошлого года. В Токио не скрывают, что в первую очередь страна намерена защищаться от Китая – ведь в СНБ именно КНР рассматривается как «наибольший стратегический вызов», а Россия – лишь как «вызывающая беспокойство» о безопасности. Более того, Токио, являясь главным союзников Соединенных Штатов в Азии, по многим пунктам поддерживает антикитайский курс Вашингтона, при котором Япония могла быть интегрирован в систему военного планирования и управления США в Восточной Азии.
Здесь стоит заметить, что с началом событий на Украине японский премьер Кисида не раз заявлял, что завтра она «может стать Восточной Азией», в чем безошибочно угадывался намек на возможное нападение Китая на Тайвань. Ввиду близости последнего к японским островам и его расположения вблизи ключевых морских путей официальные лица в Токио давно стали рассматривать любую чрезвычайную для Тайваня ситуацию как ЧП и для самой Японии. И стали готовиться к этому загодя, в том числе за счет укрепления оборонных связей с Соединенными Штатами и другими американскими союзниками.
Видимо, в Японии совсем забыли, кто в августе 1945 года бомбил Хиросиму и Нагасаки. Не хотят об этом вспоминать и американцы. К примеру, в ходе недавнего визита в Японию госсекретарь США Энтони Блинкен красиво рассуждал о причиненных ядерными бомбардировками человеческих страданиях. Правда, при этом сознательно умолчал, что их осуществил Вашингтон. Ничего удивительного в этом нет, поскольку сама Америка не знают, что такое война в принципе. На их континенте последние бои отгремели в 1865 году. Они не переживали ужасов Первой и Второй мировых войн, массовых разрушений, голода, концлагерей, не теряли миллионов людей. По этой причине Вашингтон с легкостью рассуждает о необходимости вооружаться, готовиться к новым войнам, наносить военные поражения другим странам, в частности России и Китаю. И для этих целей создают военные блоки и объединения в том же ИТР – AUKUS и QUAD (США, Австралия, Индия, Япония).
Парадоксально, но Великобритания и Япония, в прошлом империи, а ныне номинальные монархии, во Второй мировой войне на Тихом океане были заклятыми врагами. Однако в настоящее время они, по иронии судьбы, готовы объединить усилия в противостоянии общей, по их мнению, внешней угрозе на том же океане – КНР.