Юрий Веселов, военный обозреватель
Президент Исламской Республики Ирана (ИРИ) Эбрахим Раиси 29 апреля провел переговоры в Багдаде с премьер-министром Ирака Абдель Латифом Рашидом о состоянии и перспективах расширения всестороннего сотрудничества между государствами. Стороны отметили неуклонный рост взаимного товарооборота, достигшего в прошлом году более 10 млрд. долларов, несмотря на существующие экономические санкции против Ирана.
Стороны рассмотрели ситуацию, складывающуюся в регионе, и признали необходимым крепить взаимодействие в обеспечении стабильности и безопасности, в борьбе с террористическими и антиправительственными группировками. Значительное внимание обращено на перекрытие путей поступления на Ближний Восток из Афганистана наркотиков контрабанды оружия в Иран из северных районов Ирака.
Руководители государств в совместном заявлении отметили «стратегический характер» отношений между Багдадом и Тегераном, президент Ирана указал на деструктивный фактор военного присутствия западных стран на Ближнем востоке, - сообщает иранское агентство IRNA.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время на территории Ирака продолжает находиться несколько крупных военных баз и гарнизонов ВС США и их западных союзников общей численностью около 6 тысяч военных. В Багдаде действует второе по численности (после Еревана) американское посольство, насчитывающее более 2 тысяч сотрудников. Пентагон рассматривает Ирак в качестве передового поста, осуществляющего контроль за обстановкой на Ближнем, Среднем Востоке и в зоне Персидского залива в оперативной готовности к нанесению воздушных ударов по соседним странам.
Американцам за годы фактической оккупации Ирака удалось подкупить верхушку исполнительной, законодательной власти и высшего командного состава национальных силовых структур, навязать кабальные условия оказания военной помощи. Именно благодаря такой политике и практике в стране сохраняется иностранное военное присутствие, несмотря на наличие многочисленных ориентирующихся на Иран шиитских вооруженных милицейских группировок. Периодически шиитские боевики проводят диверсионные акции против американцев и их ставленников, до поры и времени воздерживаясь от развертывания активной борьбы против иностранного военного присутствия.
Президент ИРИ Раиси после Багдада 3 и 4 мая посетил Дамаск, где провел переговоры с президентом Сирии Башаром Асадом и другими представителями руководства этой страны. Последний визит иранского президента в сирийскую столицу состоялся 13 лет назад.
По информации сирийского информационного агентства САНА, в ходе встречи били подписаны 15 документов в основном торгово-экономического взаимодействия, главными из которых меморандумы о взаимопонимании по планам долгосрочного стратегического всеобъемлющего сотрудничества. Заключены также несколько соглашений в областях развития сельского хозяйства, добычи нефти, строительства железных дорог, гражданской авиации, банковского сектора и другие.
В интервью ливанскому телеканалу «Аль-Маядин» Эбрахам Раиси накануне визита в Дамаск заявил, что Иран готов активно участвовать в послевоенном восстановлении экономики и гражданской инфраструктуры Сирии.
В составе иранской делегации входили министры иностранных дел, обороны, нефти, связи, дорог и городского строительства. Министр дорог и городского строительства ИРИ Мехрдад Базарбаш, который только на прошедшей неделе посетил Дамаск во главе совместной комиссии по экономическому сотрудничеству, договорился с сирийцами о строительстве железной дороги между Ираном, Ираком и Сирией, а также введении режима беспошлинной торговли между странами.
Напомним, Иран с начала в 2011 году в Сирии событий все эти годы оказывал финансовую и материальную помощь стране. Иранские кредиты составили около 6 млрд. долларов. Кроме того, иранцы поставляли в страну по заниженным ценам значительное количество сжиженного газа, нефти и нефтепродуктов, боеприпасов и другого военного имущества. Практически с начала гражданской войны в сирийские войска были направлены военные советники КСИР, а затем несколько тысяч шиитских добровольцев для участия в боях с отрядами международного террористического интернационала.
Вполне естественно, Иран стремится укрепить свое политическое, экономическое и военное влияние в Сирии особенно после того, как наметились реальные перспективы восстановления Дамаска в Лиге Арабских Государств и возобновления отношений с арабскими монархиями Аравийского полуострова. Особенно, с Саудовской Аравией. Тегеран намерен окупить сделанные в Сирию расходы и, тем более, в условиях возрастающей конкуренции.
Что касается военного сотрудничества, то иранцы рассматривают Сирию в качестве своего стратегического союзника на случай агрессии Израиля против Ирана, и готовы не только поставлять Дамаску отдельные образцы современной техники и вооружения, но и участвовать в восстановлении сирийской военной промышленности для производства высокотехнологического имущества для вооруженных сил.
Кроме того, иранцы не намерены отказываться от использования Сирии для поддержания связей с ориентирующейся на Тегеран шиитской военно-политической организации «Хизбалла» Ливана, в настоящее время представляющей реальную угрозу безопасности Израиля.
Таким образом, визит и переговоры президента Ирана Эбрахима Раиси в Сирии имеют большое политическое значение для персов, стремящихся создать «антиизраильскую ось» Ирака, Сирии и Ливана, которая бы позволила Багдаду и Дамаску избавиться от американского военного присутствия.