Москва
18 ноября 2025 / 10:41
Москва
18 ноября 2025 / 10:41
Котировки
USD
18/11
81.1302
0.0000
EUR
18/11
94.4179
0.0000
Политика
Турция у политического водораздела
В Турции прошли выборы президента и депутатов национального парламента
17 мая 2023 / 19:59
Турция у политического водораздела

Юрий Веселов, военный обозреватель

Основное внимание на нынешних выборах в Турции было сосредоточено на борьбе за высший государственный пост страны, на который претендовали три кандидата: действующий президент и лидер правящей Партии справедливости и развития (ПСР) Реджеп Тайин Эрдоган, оппозиционный функционер, поддерживаемый шестью партиями Кемаль Кылычдароглу и кандидат от партийного блока «альянс АТА» Синан Оган. Как и ожидалось, наиболее острое соперничество развернулось между двумя первыми кандидатурами.

После подведения итогов голосования обнаружилось, что ни один из претендентов не набрал положенных по конституции 50% голосов. Реджеп Эрдоган завершил гонку с результатом 49,35%, Кемаль Кылычдароглу с 45% и Синан Оган – 5,17%. Таким образом, борьба за президентское кресло перешла во второй тур, намеченный на 28 мая.

Действующий президент одержал победу в четырех из семи регионов Турции. В Черноморском регионе все 18 провинций (всего в стране 81 провинция) отдали голоса за Эрдогана. При этом девять из 11, наиболее пострадавших от землетрясения, отдали за него свои голоса. Он проиграл в граничащих с Сирией провинциях Хатай и Диярбакыр, населенных курдами. Турецкая диаспора за рубежом (примерно 1,4 млн. избирателей) предпочла Эрдогана, отдав за него 57,2% голосов.

Его соперник Кылычдароглу убедительно лидирует в крупных городах – Анкара, Стамбул, Измир, Анталья. По сообщению влиятельного арабского издания «Аш-Шарк аль-Аусат», голоса курдов, составляющих примерно 20% всего населения Турции, были отданы за Кылычдароглу.

Третий претендент, Синан Оган, выступил спойлером и вряд ли реально рассчитывал на победу. Однако его голоса 28 мая будут чрезвычайно важны для определения окончательного выбора народа. По своим программным обещаниям Оган все же ближе к оппозиции. Но это не означает, что его электорат полностью «перетечет» к Кылычдароглу, даже несмотря на призывы к своим сторонникам отдать голоса в пользу эрдогановской оппозиции.

Казалось бы, у Реджепа Эрдогана не остается резерва набора своих избирателей. Это не совсем так. Его команда в настоящее время работает над повышением явки населения в провинциях, где президент одержал победу. Хороший запас голосов также сохраняется за рубежом, и там также разворачивается активная пропагандистская работа, особенно среди малоимущих турок, составляющих большинство иммигрантов. В крупных городах и населенных пунктах остается значительная часть населения, не определившегося с выбором кандидата на пост президента и, не участвовавших в выборах.

И все же эти выборы стали самыми напряженными и драматичными в новейшей истории Турции, так как страна переживает реальное разделение общественного мнения о выборе пути своего развития на фоне критического спада экономического развития, галопирующей инфляции и острой необходимости преодоления катастрофических последствий февральского землетрясения. Тому, кто возглавит государство, в наследство достанется тяжелая доля разгребать годами наслоившиеся трудности, добиться сплоченности народа, политических партий и общественных движений для преодоления накопившихся и возникших в текущем году проблем.

Для этого во главе Турции должны стоять крепко сплоченные, сильно мотивированные национально-патриотические политические организации, способные повести турецкое общество по пути преодоления критически важных для страны проблем.